Жизнь на Земле зародилась на 300 млн лет раньше, чем было принято считать

Геохимики из Стэнфорда и Калифорнийского университета в Лос-Аджелесе нашли доказательства, что жизнь на Земле существует уже 4,1 млрд лет — это на 300 млн лет дольше, чем считалось раньше.
Исследование предполагает, что жизнь зародилась вскоре после того, как 4,54 млрд лет назад сформировалась наша планета. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи изучили около 10 тысяч образцов цирконов, обнаруженных в Западной Австралии. Это тяжелые, прочные минералы магматических горных пород, напоминающие своим сильным блеском алмазы. Цирконы образуются при крайне высоких температурах в породах, составляющих основу земной коры. Эта особенность позволяет оценить возраст коры, чем и воспользовались ученые.

656 изученных цирконов содержали в себе темные пятна, часть которых была проанализирована с помощью Рамановской спектроскопии, которая позволяет увидеть молекулярную структуру и определить химический состав.

В одном из цирконов исследователи нашли вкрапления графита. Ученые проанализировали его изотопный состав и заключили, что найденный графит может иметь биологическое происхождение. В живых тканях количество изотопа углерода-12 несколько преобладает над углеродом-13. В графите, найденном внутри циркона, изотопный состав оказался как раз таким.

Ученые не знают, сколько лет графиту, но убеждены, что ему больше 4,1 млрд лет. Этот минерал старше циркона, возраст которого исчисляется 4,1 млрд лет.

Сейчас большинство исследователей полагают, что первые несколько сотен миллионов лет после формирования Земля была крайне недружелюбным для жизни местом: на планете было очень жарко, плюс она подвергалась интенсивной бомбардировке метеоритами. Новая работа позволяет предположить, что такой взгляд не обязательно верен и молодая Земля могла быть более дружелюбной для живых организмов.