Ученые объяснили происхождение воды на Луне

Ученые из Института динамики геосфер РАН и МФТИ выяснили, что запасы воды на Луне возникли благодаря «поставкам» с астероидами, а не за счет падений комет, как считалось ранее.
Исследование опубликовано в журнале Planetary and Space Science, кратко о нем сообщает пресс-служба МФТИ.

Долгое время считалось, что Луна — абсолютно сухое тело и воды на спутнике нет. Однако собранные в 1990-е годы данные свидетельствовали, что в приповерхностном слое грунта в некоторых регионах Луны много водорода, который чаще всего «происходит» из воды. Есть несколько гипотез, объясняющих, как вода может удерживаться на Луне, например гипотеза «холодных ловушек», которая предполагает, что H2O сохраняется в приполярных кратерах, дно которых никогда не освещается Солнцем.

Проведенное МФТИ и ИДГ РАН исследование показывает, что вода на Луне может удерживаться не только в «холодных ловушках», но и на освещенных солнцем местах, а это может значительно облегчить задачу исследования спутника. Сотрудники кафедры теоретической и экспериментальной физики геосистем МФТИ Владимир Светцов и Валерий Шувалов создали алгоритм SOVA, с помощью которого провели компьютерное моделирование падения на Луну разных типов космических тел с разными скоростями и разными углами падения. Алгоритм также позволял определять максимальные температуры, до которых нагревалось в процессе удара вещество.

Сначала ученые проверили, могут ли роль главных поставщиков воды на Луну играть кометы. Зная их типичную скорость — от 20 до 50 километров в секунду, ученые произвели расчеты, которые показали, что при такой скорости соударения от 95 до 99,9% всей кометной воды безвозвратно испаряется в космос.

Затем ученые смоделировали ситуацию падения астероида на Луну. Выяснилось, что при скорости падения 14 километров в секунду и угле падения около 45 градусов примерно половина массы астероида остается в твердом состоянии. Большая часть вещества упавшего тела остается в кратере: от 30%—40% при косом ударе и до 60—70% — при вертикальном.

Расчеты ученых показали, что от 2 до 4,5% лунных кратеров может содержать существенные запасы воды в виде гидратированных минералов, достаточно устойчивых, чтобы удержать воду даже на освещенных Солнцем местах.

Важность открытия заключается в том, что приполярные «холодные ловушки» — очень неудобные места для создания лунных баз: мало солнечной энергии, сложно организовать радиосвязь и экстремально низкие температуры. Возможность получать лунную воду в районах, освещаемых Солнцем, может значительно облегчить задачу исследования спутника.