Российские ученые научились следить, как дышит живое сердце

Международная группа исследователей вместе российскими специалистами разработала метод, позволяющий наблюдать за изменением рН и концентрации кислорода в различных участках живого сердца.
Результаты исследований опубликованы в журнале Magnetic Resonance in Medicine, а кратко о работе пишет портал STRF.

Неинвазивные исследования органов проводят методом магнитного резонанса. Одним из вариантов этого метода является спектроскопия и томография электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Метод обладает высокой чувствительностью и позволяет получать томографические изображения, контрастность которых меняется в зависимости от содержания кислорода в исследуемом органе.

Для проведения измерений методом ЭПР в образец вводят специальную молекулу-зонд. Она взаимодействует с кислородом, приводя к существенным изменениям в наблюдаемом спектре ЭПР, что позволяет определить концентрацию O_2 в исследуемой ткани. Для проведения исследований на живых объектах зонды должны быть стабильными и нетоксичными.

Ученые разработали нетоксичные зонды на основе нитроксильных радикалов и опробовали их на изолированном сердце крысы. Через орган прокачивали питательный раствор, содержащий нитроксильный зонд, и помещали в резонатор томографа ЭПР. Чтобы вызвать ишемию участка миокарда, исследователи перевязывали шелковой ниткой одну из коронарных артерий. По окончании сканирования ЭПР томограммы кровообращение восстанавливали.

В результате компьютерной обработки данных ЭПР получается цветная картинка — изображение сердца, цвет которого зависит от концентрации кислорода. По мере ее уменьшения цвет меняется от светло-желтого к темно-красному. Метод томографии ЭПР также позволил картировать области миокарда с повышенной кислотностью (pH 6.7–6.8).

Ученые показали, что нитроксильные радикалы, использованные в этих экспериментах, стабильны, нетоксичны и не разрушают клетки миокарда. Авторы уверены, что их методику можно использовать для неинвазивного наблюдения за метаболическими изменениями, происходящими в живых органах.