Ученые нашли в зеленом чае «набитые» антимикробными веществами наночастицы

В новом исследовании ученые обнаружили, что помимо витаминов и растворенных в воде активных веществ зеленый чай содержит наночастицы, наполненные катехинами — соединениями с бактерицидной активностью. Эксперименты показали их эффективность в уничтожении микробов ротовой полости, в том числе культуры одной из патогенных бактерий.
Статья с результатами исследования, проведенного учеными из Кореи, опубликована в журнале Scientific Reports.

В экспериментах ученые использовали три торговые марки чая: два популярных в Корее бренда и продающийся во всем мире чай Lipton. Чайные пакетики заваривали высокоочищенной холодной водой (температура 0 градусов по Цельсию) или кипятком. Пакетик выдерживали в 100 мл воды в течение четырех минут, а затем полученные экстракты хранили при температуре 4 градуса по Цельсию. Используя методику дифференциального центрифугирования, из растворов выделяли три фракции (различающиеся по размеру и массе): макрочастицы, микрочастицы и наночастицы. Бактерицидные свойства частиц каждого типа проверяли на культурах патогенных бактерий, населяющих полость рта — Streptococcus mutans. Кроме того, тестирование проводилось на реальной микрофлоре добровольцев, у которых собирали образцы биопленок бактерий, выросших на поверхности зубов за ночь.

Результаты исследования показали, что в целом антимикробные свойства раствора, которым обрабатывали бактерии, повышались с ростом концентрации изучаемых частиц. Ученые обнаружили, что удаление из экстракта фракции самых крупных частиц заметно повышало бактерицидные свойства раствора. В то же время при полном избавлении от более мелких частиц раствор полностью утрачивал антимикробную активность.

Подробно изучив строение и состав наночастиц, исследователи пришли к выводу, что среди огромного спектра активных веществ за бактерицидную активность зеленого чая в отношении микрофлоры полости рта отвечает в основном галлат эпигаллокатехина. Молекулы этого типа катехинов оказались «запечатаны» внутрь частиц, увеличивая эффективность веществ, растворенных в экстракте зеленого чая.

По словам авторов работы, главным открытием работы стало обнаружение синергетического эффекта, который обуславливает бактерицидную активность зеленого чая.