Ученые КФУ обнаружили, что алкоголь при беременности губит мозг плода

Ученые из Казанского федерального университета и Университета Марселя экспериментально продемонстрировали, как алкоголь воздействует на мозг человеческого плода, и обнаружили достаточно узкий промежуток времени, когда употребление алкоголя особенно опасно.
Исследование, в котором авторы изучали воздействие этанола на мозг, опубликовано в журнале Cerebral Cortex. Детали работы приводит пресс-служба КФУ.

«Все понимают, что беременная не должна пить алкоголь. Последствия этого бывают крайне драматичны. Нарушения, скорее всего, зависят от того, на какой стадии беременности употребляется алкоголь», — говорит один из авторов исследования, профессор Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Рустем Хазипов.

Для изучения активности коры головного мозга человеческого плода использовали новорожденных крысят. Как сообщают специалисты, детеныши крыс рождаются менее развитыми, чем человеческие. Поэтому первые десять суток после рождения крысенка соответствуют развитию плода человека во второй половине беременности.

В своих экспериментах казанские учёные проводили прямое воздействие высокими дозами (от 1 до 6 граммов на килограмм живого веса) этанола на мозг крысят в возрасте от 1 до 23 дней, параллельно измеряя электрическую активность коры и наблюдая за таким процессом, как апоптоз нейронов (регулируемый процесс клеточной гибели).

По словам ученых, количество образующихся нейронов в головном мозге зародыша несколько избыточно. Это происходит специально для того, чтобы мозг мог «выбраковать» не самые удачные экземпляры. Такие неудачные нейроны получают «химический приказ» к самоубийству. Однако в результате экспериментов выяснилось, что в достаточно узком «окне» с четвертого по седьмой день развития крысят алкоголь вызывает лавинообразное ускорение этого процесса — в сотни раз. Оказалось, что на этой ступени развития этанол «выключает» нейроны почти на шесть часов, и этого оказывается достаточно, чтобы организм отдал им команду на смерть.

«Мы видим примерно до шести часов полного блокирования активности нейронов. А вот у взрослого человека алкоголь, действуя на мозг, вызовет состояние комы, сон, но при этом активность коры мозга сохранится в виде медленноволновых осцилляций», — добавляет Рустем Хазипов.