Ученые из НГУ составили геологическую летопись, которая поможет искать нефть

Геологи из Новосибирского государственного университета (НГУ) и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН описали самую полную в мире последовательность геологических слоев, которая расскажет об эволюционных изменениях от появления клеточной жизни на Земле до кембрийского взрыва.
Исследование на севере Якутии позволит нефтяникам более точно оценить потенциал нефтегазоносности региона. Работа опубликована в журнале Precambrian Research. Детали исследования приводит пресс-служба НГУ.

В течение пяти лет геологи исследовали обнажения в поймах рек северо-запада Оленекского плато, а также глубинные скважины Лено-Анабарской равнины. Ученые установили последовательность осадочных слоев, образовавшихся за период от 1 миллиарда до 521 миллиона лет назад, и охарактеризовали их палеонтологическое содержание. Считается, что именно в этот временной промежуток на планете появились первые формы жизни. Они активно развивались, эволюционировали, и около 540 миллионов лет назад произошел так называемый кембрийский взрыв — внезапное увеличение биологического разнообразия на планете.

Место, где проводились исследования. Фото предоставлено Константином Наговициным

«Наша задача состояла в том, чтобы создать прочную основу для будущих палеонтологических работ и исследований об особенностях эволюции жизни в докембрийский период. Однако, кроме сугубо научной составляющей, исследование имеет и практический аспект. Уточнение возраста стратиграфической последовательности слоев даст возможность нефтяникам более точно оценить потенциал нефтегазоносности докембрийских отложений Лено-Анабарского бассейна», — рассказывает старший научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Константин Наговицин.

Во время экспедиций ученые также нашли самые древние в мире окаменелости — останки скелетов мелких организмов Cambrotubulus, следы массовой переработки осадка животными из группы Nenoxites, остатки гигантских для того времени организмов — вендских водорослей, которые достигали трех метров в длину, и раннекембрийские раковины до 30 см в длину.