Ученые датировали древнегреческое стихотворение по звездам

Американские исследователи с точностью до сезона определили, когда древнегреческая поэтесса Сапфо написала одно из своих лирических стихотворений. В нем упоминается звездное скопление Плеяды, и ученые определили, в какой период их положение на небе соответствовало литературному описанию.
Уж месяц зашел; Плеяды
Зашли... И настала полночь.
И час миновал урочный...
Одной мне уснуть на ложе!

Сапфо, пер. с древнегреческого Вячеслава Иванова

К датированию стихотворения, которое в англоязычной традиции называют «Полуночным стихом», ученые обратились еще в 1990 году. Тогда по указанию на полночь и упоминанию звездного скопления Плеяд астрономы определили, что описанное стихотворение было написано поздней зимой или ранней весной 570 года до нашей эры. В новом исследовании ученые задались целью проверить ранние оценки с использованием современных технологий. Результаты их работы опубликованы в Journal of Astronomical History and Heritage.

В ходе анализа ученые рассчитали, когда Плеяды появлялись на небе в полночь или раньше в 570 году до нашей эры. Для этого авторы исследования использовали программу Starry Night («Звездная ночь»), а также «цифровой планетарий» Digistar для того, чтобы полностью воссоздать ночное небо над островом Лесбосом.

Плеяды, звездное скопление. Изображение: Википедия

По данным Starry Night, Плеяды впервые взошли в полночь 25 января 570 года до нашей эры, а со временем появлялись на небе все раньше. Также ученые определили, что самая поздняя дата, к которой могло относиться стихотворение, — 31 марта того же года, когда Плеяды еще были видны в астрономических сумерках, когда яркие скопления звезд видны невооруженным взглядом. Это дает более точную оценку, согласующуюся с предыдущими данными.

Творчество Сапфо авторы работы называют «неформальным вкладом в раннюю древнегреческую астрономию»: помимо описанного случая, в ее работах встречаются упоминания Солнца, Луны, Венеры. О том, как часто астрономия помогает в изучении исторических событий, читайте в материале «Чердака».