Ученые раскрыли загадку странной болезни кожи в Чечне и Дагестане

Вызвавший ее вирус пришел из Африки.

Сотрудники Федерального центра охраны здоровья животных (г. Владимир) выделили из тканей коров, пораженных в 2015—2016 годах нодулярным дерматитом, возбуждающий это заболевание вирус и «прочли» его геном. Образцы получали из разных регионов России, но во всех случаях штаммы вируса оказались одними и теми же. Их соотношение принципиально не отличалось от тех, что встречаются в других странах. Научная статья о вирусе нодулярного дерматита опубликована в журнале Transboundary and Emergent Diseases.

Нодулярный дерматит — это заболевание, вызываемое вирусом из семейства Poxviridae. К этому же семейству относятся возбудители различных разновидностей оспы. Нодулярный дерматит поражает в первую очередь крупный рогатый скот — коров и индийских буйволов. В роли переносчика вируса нередко выступают кровососущие насекомые. Через неделю — месяц после укуса такого насекомого у животных появляются узелки (нодулы) на коже, в первую очередь на голове и нижней части тела, ближе к животу. Вирус присутствует не только в коже, но и в крови, и практически во всех органах. Как правило, он размножается в ткани яичек и почек. Больное животное лихорадит, оно худеет, его веки покрываются язвами, позже наступает конъюнктивит и слепота. Нередко инфицированный скот погибает. Даже если корова выживает, ее продуктивность резко снижается.

Фото: Sprygin A. et als. / Transboundary and Emergent Diseases

Еще одна опасность вируса нодулярного дерматита заключается в том, что закономерности его распространения неясны. Заболеть могут и животные, которых содержат в идеальных условиях. При этом особи из одного стада с инфицированным животным порой остаются здоровыми. Поэтому владимирские ветеринары попытались найти закономерности распространения вируса нодулярного дерматита. Они взяли образцы пораженных тканей коров из нескольких субъектов Российской Федерации: республик Чечня, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия и Дагестан, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, а также некоторых других. Затем провели полимеразную цепную реакцию и таким образом выяснили, в каких тканях гены возбудителя нодулярного дерматита встречаются чаще всего. Кроме того, они сопоставили частоту заболеваемости в указанных регионах с широтой местности, где зарегистрировали инфекцию, а также с ее высотой над уровнем моря.

Выяснилось, что основные места обитания вируса нодулярного дерматита в организме коров и быков — узелки на коже, слизистая носа и кровь. ДНК возбудителя заболевания в ряде случаев обнаруживалась даже в молоке, но она всегда отсутствовала в трахее и селезенке. Больше всего инфицированных животных обнаружили в Чеченской Республике и Республиках Калмыкия и Ингушетия. Тем не менее никакой зависимости частоты заболевания от конкретной местности и ее высотой над уровнем моря ученые не нашли.

Чем южнее находился исследованный регион, тем чаще там выявляли случаи нодулярного дерматита. Это общая закономерность распространения данного заболевания. Впервые оно было зарегистрировано в 1929 году в Замбии. К 1945 году нодулярный дерматит добрался до Кении, к 1960-му — до Индии и Румынии. В Россию он, скорее всего, попал из Азербайджана, где его впервые обнаружили в 2014 году. На территории России заболевание зарегистрировали осенью 2015 в Чеченской Республике. За этим последовала вспышка нодулярного дерматита в соседних субъектах федерации. Летом 2016 года эпидемия повторилась, но уже на большей территории. Всего в 2016-м в России нодулярным дерматитом заболело 313 голов скота.

Анализ разнообразия ДНК соответствующих вирусов показал, что они мало отличаются от других штаммов, обнаруженных на территории Африки и Евразии. Геном дагестанского возбудителя нодулярного дерматита на 100 процентов совпадает с ДНК вируса, выявленного в 2015 году в Греции. Однако состав нуклеотидов саратовского вируса нодулярного дерматита уже немного отличается от греческого — на 0,4 процента. Образцы ДНК вирусов из других регионов более близки по составу к дагестанскому. Эта информация должна помочь в разработке мер профилактики эпидемий нодулярного дерматита и разработке вакцин против различных штаммов его возбудителя.

Сибирская тайга оказалась «Великой стеной» перед глобальным потеплением

Вопреки более ранним оценкам, не только молодые леса активно связывают углекислый газ из атмосферы.

Исследователи из Института леса Красноярского научного центра СО РАН изучили «углеродный бюджет» старых северных лесов Евразии и пришли к выводу, что их роль в связывании углекислого газа ранее серьезно недооценивали. Соответствующая статья опубликована в Biology Bulletin.

На протяжении длительного времени считалось, что только молодые леса эффективнее всего связывают атмосферный углекислый газ. Растения строят свою биомассу из СО2 и воды, поэтому логично, что в период быстрого роста леса он интенсивно связывает углекислый газ. Также существовало мнение, что по мере старения леса он становится «углеродно нейтральным»: весь СО2, что он связывает, возвращается обратно в атмосферу, поскольку гетеротрофные организмы (в первую очередь грибы) разлагают древесные остатки и при этом выделяют СО2 (углерод в котором получен из погибших старых деревьев) в качестве продукта своей жизнедеятельности. Такая картина действительно подтверждалась наблюдениями за старыми лесами в южных странах.

Авторы новой работы детально изучили судьбу растительных остатков в разных экосистемах — от лесов лиственницы на границе тайги и тундры до еловых лесов южной тайги. Ученые использовали данные многолетних наблюдений за разными участками лесов Красноярского края. Оказалось, что ситуация с круговоротом диоксида углерода совсем не так однозначна, как предполагалась ранее.

В условиях тайги гетеротрофы не успевают нормально разложить лиственный опад и древесину мертвых деревьев. Этому препятствуют как низкие температуры, затрудняющие быстрое размножение грибов, так и ряд других факторов. Растительные остатки под тяжестью следующих слоев опада слишком быстро попадают в вечную мерзлоту, где и накапливаются в больших количествах. В типичных таежных лесах в такие неразложившиеся растительные остатки попадает не меньше биомассы, чем содержится в живых деревьях, а в лесах из лиственницы (на границе с тундрой) масса непереработанных гетеротрофами растительных остатков может быть вдвое больше, чем самих стоящих (еще живых) деревьев. [ ... ]

Под Санкт-Петербургом нашли новый вид древних тихоходок

Их ближайшие родственники обитают в Аргентине и Перу.

Сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Денис Туманов нашел в образцах пресной воды, взятых из водоема недалеко от Санкт-Петербурга, беспозвоночных из типа тихоходок. Биолог определил, что они не относятся ни к одному из уже известных видов тихоходок. Статья с описанием открытого вида опубликована в научном журнале Zootaxa.

Экземпляры тихоходок, о которых идет речь, Денис Туманов собрал еще в 1993 году, когда работал над кандидатской диссертацией. Он обнаружил их в пробах воды из безымянного озера у железнодорожной станции Васкелово Всеволожского района Ленинградской области. Три особи размером до 0,3 мм не были похожи ни на один из известных в то время евразийских видов тихоходок. Однако в тот момент точно классифицировать их не получилось.

В 2004 году сицилийские зоологи беспозвоночных (Джованни Пилато и его коллеги) описали новый вид местных тихоходок Hypsibius septulatus. За 14 лет до этого, в 1990-м, тот же Джованни Пилато нашел тихоходку того же рода — Hypsibius marcelli. Детально изучив их в 2010-х, Денис Туманов пришел к выводу, что обнаруженные им три необычных экземпляра по строению ближе всего именно к этим южноамериканским беспозвоночным. Тем не менее есть и отличия: они проявляются в строении ротового аппарата, поверхности тела и кутикулярных полосок вблизи оснований коготков. Кроме трех экземпляров взрослых тихоходок в воде из Васкелово нашлись три яйца тихоходок, отложенные в сброшенную самкой кутикулу.

Новый вид Денис назвал Hypsibius vaskelae в честь той станции, рядом с которой животные были обнаружены. Стоит отметить, что и южноамериканские Hypsibius marcelli и Hypsibius septulatus тоже были описаны по очень небольшому количеству экземпляров — пять и два соответственно. По-видимому, все три вида, о которых идет речь, относятся к древним, реликтовым формам и большая часть родственных им таксонов давно вымерла. Ситуации, когда представители одного или двух близких видов встречаются в разных концах света, нередки. Автор статьи приводит такой пример: «Вид Parhexapodibius pilatoi был описан из мхов и почвы полупустынь США, затем найден в почве альпийских лугов Италии, а я обнаружил его в песке на дне нескольких озер Выборгского района Ленинградской области, в Семиозерье». [ ... ]

Башкирские медики установили, какие кости чаще всего ломают россияне

Больше всего от переломов страдают мужчины-курильщики, ведущие активный образ жизни.

Сотрудники Уфимского научно-исследовательского института глазных болезней и их коллеги из Гейдельбергского университета определили, с какими факторами связаны случаи переломов у россиян и какие кости жители нашей страны чаще всего ломают. Выяснилось, что переломы больше всего получают мужчины. Также они связаны с курением, проживанием в городе, крайне низким артериальным давлением и некоторыми другими физиологическими состояниями и характеристиками жизни. Научная статья о статистике переломов в России вышла в журнале Scientific Reports.

В рамках исследования социальные работники опросили 5397 жителей городской (Кировский район г. Уфы) и сельской (деревни Кармаскалинского района Республики Башкортостан) местности. Все респонденты были старше 40 лет. Помимо этого, никаких ограничений на участие в опросе не было. Анкета включала 250 вопросов о социальном статусе и повседневной жизни респондентов: какое у них образование, уровень дохода в семье, условия проживания, рацион (много ли в нем мяса и овощей), наличие вредных привычек, уровень физической активности и установленные медицинские диагнозы — в частности, случались ли у них когда-либо переломы. У тех, кто заполнил анкету, медики измеряли артериальное давление, частоту сердечных сокращений, рост, массу тела, а также брали кровь на биохимический анализ.

Средний возраст опрошенных составил 59 лет, самому пожилому участнику исследования было 94. У 30,6 процента респондентов в прошлом случались переломы. У мужчин они наблюдались почти в 1,7 раза чаще, чем у женщин, а у горожан — в полтора раза чаще, чем у жителей сельской местности. Подвижный отдых и курение также в полтора раза чаще встречались у перенесших переломы. Женщины в период менопаузы ломали кости более чем в два раза чаще, чем более молодые. Больше случаев переломов наблюдалось и у респондентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Особенно это касалось тех, у кого артериальное давление порой бывало настолько низким, что их приходилось госпитализировать: их переломы настигали в два раза чаще, чем остальных.

Если перелом затрагивал только одну кость, то это чаще всего были кости голени, руки и конкретно кисти. Тяжелые переломы у жителей Башкирии случаются в первую очередь в области позвоночника, крестца, черепа, костей таза и шейки бедра. К счастью, все они довольно редки: их встречаемость не превышает 0,6 процента. Переломы сразу нескольких костей характерны для голени, позвоночника и бедра. [ ... ]