Ученые раскрыли загадку странной болезни кожи в Чечне и Дагестане

Вызвавший ее вирус пришел из Африки.

Сотрудники Федерального центра охраны здоровья животных (г. Владимир) выделили из тканей коров, пораженных в 2015—2016 годах нодулярным дерматитом, возбуждающий это заболевание вирус и «прочли» его геном. Образцы получали из разных регионов России, но во всех случаях штаммы вируса оказались одними и теми же. Их соотношение принципиально не отличалось от тех, что встречаются в других странах. Научная статья о вирусе нодулярного дерматита опубликована в журнале Transboundary and Emergent Diseases.

Нодулярный дерматит — это заболевание, вызываемое вирусом из семейства Poxviridae. К этому же семейству относятся возбудители различных разновидностей оспы. Нодулярный дерматит поражает в первую очередь крупный рогатый скот — коров и индийских буйволов. В роли переносчика вируса нередко выступают кровососущие насекомые. Через неделю — месяц после укуса такого насекомого у животных появляются узелки (нодулы) на коже, в первую очередь на голове и нижней части тела, ближе к животу. Вирус присутствует не только в коже, но и в крови, и практически во всех органах. Как правило, он размножается в ткани яичек и почек. Больное животное лихорадит, оно худеет, его веки покрываются язвами, позже наступает конъюнктивит и слепота. Нередко инфицированный скот погибает. Даже если корова выживает, ее продуктивность резко снижается.

Фото: Sprygin A. et als. / Transboundary and Emergent Diseases

Еще одна опасность вируса нодулярного дерматита заключается в том, что закономерности его распространения неясны. Заболеть могут и животные, которых содержат в идеальных условиях. При этом особи из одного стада с инфицированным животным порой остаются здоровыми. Поэтому владимирские ветеринары попытались найти закономерности распространения вируса нодулярного дерматита. Они взяли образцы пораженных тканей коров из нескольких субъектов Российской Федерации: республик Чечня, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия и Дагестан, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, а также некоторых других. Затем провели полимеразную цепную реакцию и таким образом выяснили, в каких тканях гены возбудителя нодулярного дерматита встречаются чаще всего. Кроме того, они сопоставили частоту заболеваемости в указанных регионах с широтой местности, где зарегистрировали инфекцию, а также с ее высотой над уровнем моря.

Выяснилось, что основные места обитания вируса нодулярного дерматита в организме коров и быков — узелки на коже, слизистая носа и кровь. ДНК возбудителя заболевания в ряде случаев обнаруживалась даже в молоке, но она всегда отсутствовала в трахее и селезенке. Больше всего инфицированных животных обнаружили в Чеченской Республике и Республиках Калмыкия и Ингушетия. Тем не менее никакой зависимости частоты заболевания от конкретной местности и ее высотой над уровнем моря ученые не нашли.

Чем южнее находился исследованный регион, тем чаще там выявляли случаи нодулярного дерматита. Это общая закономерность распространения данного заболевания. Впервые оно было зарегистрировано в 1929 году в Замбии. К 1945 году нодулярный дерматит добрался до Кении, к 1960-му — до Индии и Румынии. В Россию он, скорее всего, попал из Азербайджана, где его впервые обнаружили в 2014 году. На территории России заболевание зарегистрировали осенью 2015 в Чеченской Республике. За этим последовала вспышка нодулярного дерматита в соседних субъектах федерации. Летом 2016 года эпидемия повторилась, но уже на большей территории. Всего в 2016-м в России нодулярным дерматитом заболело 313 голов скота.

Анализ разнообразия ДНК соответствующих вирусов показал, что они мало отличаются от других штаммов, обнаруженных на территории Африки и Евразии. Геном дагестанского возбудителя нодулярного дерматита на 100 процентов совпадает с ДНК вируса, выявленного в 2015 году в Греции. Однако состав нуклеотидов саратовского вируса нодулярного дерматита уже немного отличается от греческого — на 0,4 процента. Образцы ДНК вирусов из других регионов более близки по составу к дагестанскому. Эта информация должна помочь в разработке мер профилактики эпидемий нодулярного дерматита и разработке вакцин против различных штаммов его возбудителя.

Беспахотное земледелие оказалось находкой для Сибири

Оно позволяет уменьшить эрозию почв, а также почти вдвое снизить затраты на выращивание сельхозкультур.

Ученые из научно-исследовательского института сельского хозяйства Красноярского научного центра СО РАН предложили внедрить ресурсосберегающие методы нулевой обработки почвы вместо традиционных, пахотных технологий возделывания зерновых культур. Они позволят получить высокий урожай при наибольшей рентабельности и минимуме отрицательных воздействий на окружающую среду. Технологии являются особенно актуальными для Сибири с ее коротким летом, сообщает «Наука Сибири».

Обработка почвы — наиболее энергоемкий и затратный процесс в сельском хозяйстве. На него уходит не только много топлива, но и значительная часть износа техники, а также труда управляющих ею людей. Снизить расходы и повысить эффективность труда можно с помощью ресурсосберегающих технологий, основанных на минимальной обработке почвы или так называемом прямом посеве. Суть его в том, чтобы избегать пахоты — в особенности, с переворачиванием почвы, а вносить семена в нее с минимальным заглублением. Такие подходы использовались в разных странах мира, но для каждого конкретного региона их применимость и экономическая эффективность требуют отдельной оценки.

Красноярские ученые обнаружили, что в условиях лесостепной зоны юга Сибири культуры, выращенные беспахотным методом, по урожайности ничуть не уступают возделываемым на пахоте. А вот расходы на их выращивание при этом упали почти на 50 процентов. Понятно, что те же результаты при почти вдвое сниженных производственных затратах способны заметно увеличить прибыль и рентабельность сельскохозяйственных производств.

Сами опыты по беспахотному земледелию были выполнены на опытных полях хозяйства «Минино», находящегося в четырех километрах от Красноярска. Там ученые сравнили три системы основной обработки почвы. Традиционная методика включала зяблевую осеннюю вспашку на глубину более 20 сантиметров и предпосевную глубокую культивацию почвы весной. Минимальная технология заключалась в осеннем дисковании (обработки дисковой бороной, без переворачивания почвенного слоя) почвы на глубину 10 сантиметров. При этом посев производился весной без дополнительной обработки почвы. При нулевой обработке механическое воздействие не применялось вовсе. [ ... ]

Российские ученые создали вакцину от опасного стрептококка

Она будет более универсальной, чем ее зарубежные аналоги, которые, впрочем, пока не вышли на рынок.

Сотрудники Института экспериментальной медицины (Санкт-Петербург) разработали вакцину против стрептококка группы B (Streptococcus agalactiae). Этот микроорганизм вызывает инфекции дыхательных путей и влагалища, а также толстой кишки и уретры и может быть смертельно опасен для новорожденных. Его редко ищут у человека, считая в первую очередь возбудителем болезней скота, однако в действительности этот стрептококк служит одной из наиболее частых причин сепсиса у пожилых и смерти у новорожденных. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

В вакцинах используются убитые или неспособные к заражению живые возбудители инфекции либо вещества, характерные только для данной бактерии или вируса. Они «натравливают» иммунную систему на нужные раздражители и позволяют ее клеткам быстрее реагировать на появление соответствующего патогенного организма в будущем. Для вакцины против Streptococcus agalactiae ученые использовали белок Bac, содержащийся на поверхности этой бактерии. Естественный источник Bac — сами стрептококки группы B, но работа с ними грозит заражением этими микроорганизмами. Поэтому ученые внедрили ген, кодирующий этот белок, в более безопасные микроорганизмы — энтерококки (Enterococcus), входящие в состав пробиотиков.

Энтерококки, вырабатывающие белок Bac, в составе суспензии ввели 240 самкам мышей возрастом 8−10 недель тремя способами: 160 животным — в нос, 60 — во влагалище и 40 — в ротовую полость. Из соответствующих точек брали образцы выделений и измеряли в них количество введенных бактерий, а также содержание различных иммуноглобулинов — веществ, показывающих реакцию иммунной системы на различные воздействия. Через несколько дней после этого животных заражали Streptococcus agalactiae, вводя их в нос, влагалище или брюшную полость. Затем измеряли количество бактерий в различных внутренних органах мышей. Уровни различных иммуноглобулинов оценивали на 14, 28, 35 и 50-й дни после вакцинации.

Содержание веществ, показывающих наличие иммунного ответа на стрептококков, после вакцинации повышалось. Это говорило о том, что введение энтерококков с белком Bac дало сигнал иммунной системе экспериментальных животных о наличии чужака. Учитывая, что ни одна мышь не погибла от инфекции, борьба со Streptococcus agalactiae после вакцинации прошла успешно. [ ... ]