Ученые показали, как изменилась российская дичь за 50 лет

За это время косули, кабаны и бобры продвинулись на север, но численность многих видов сократилась.

Сотрудники Института биологии Карельского научного центра РАН изучили, как менялись ареалы крупных млекопитающих на северо-западе европейской части России в последние несколько десятилетий. Они сравнили данные публикаций до 1975 года (вплоть до XVIII века) с собственными наблюдениями последних лет и пришли к выводу, что многие животные освоили территории к северу от своих прежних ареалов. Большинство изменений в распределении видов по северо-западу вызваны деятельностью человека. Научная статья опубликована в журнале Biology Bulletin. Работа поддержана несколькими грантами, в том числе грантом РНФ.

Биологи рассматривали распространение и численность нескольких видов: росомахи (Gulo gulo), белохвостого оленя (Odocoileus virginianus), пятнистого оленя (Cervus nippon), европейской косули (Capreolus capreolus), кабана (Sus scrofa), канадского бобра (Castor canadensis), речного бобра (Castor fiber), зайца-русака (Lepus europaeus), финского северного оленя (Rangifer tarandus fennicus) и песца (Alopex lagopus). Исследование охватывало территории протяженностью 1700 км с севера на юг: от тундр Кольского полуострова до хвойных и смешанных лесов Псковской области.

Сравнение данных показало, что ареалы перечисленных животных за последние несколько десятилетий существенно изменились. Так, если в XIX веке и 1940 году территория распространения песца совпадала с границами тундры на Кольском полуострове, то уже в 1967-м она начала сдвигаться на юг. Однако к началу 1980-х площадь, на которой размножаются песцы, сократилась до небольшой полоски тундры на Кольском полуострове. Это произошло из-за того, что туризм и рыбалка вблизи берегов Баренцева моря стали более популярны. Кроме того, выросла численность обыкновенных лис и конкуренция за добычу и территорию между ними и песцами ужесточилась.

Если в 1970-х южная граница обитания росомахи приходилась на север Карельского перешейка, то в следующие 30 лет животные отступали на север из-за конкуренции с волками и чрезмерной охоты на них с использованием моторизованных средств и ядов. В 1990-х из-за упадка в экономике интерес населения к добыче шкур упал, благодаря чему росомахи распространились на юго-восток, в Вологодскую область, а их следы стали находить все ближе к южной границе их ареала в 1970-х. Сейчас численность росомах на северо-западе европейской части России растет благодаря строгому запрету охоты на них.

Численность финского северного оленя с 1986 по 2014 год падала, как и их распространенность в Карелии и Архангельской области. Стада становились меньше, и если в 1986-м их в России было 7500, то сразу после этого из-за добычи железной руды вблизи Костомукши и активного развития самого города многие животные этого подвида мигрировали в Финляндию. К 2008 году количество особей финского северного оленя на территории нашей страны не превышало 3000, а к 2014 году сократилось до 2400 голов.

В отличие от уже упомянутых видов, обыкновенные бобры в Карелии чувствуют себя неплохо. Если в 1970 году по всей Карелии насчитывалось только семь колоний, то к середине 1980-х бобровых поселений было уже 95 и суммарно в них жило 370 зверей. Распространение обыкновенных бобров с юга на север республики продолжается, и в последние годы их уже более 4000. Их североамериканские родственники, чуть более крупные канадские бобры, тоже активно размножаются. С 1964 по 1984-й на территории Карелии было выпущено 270 животных этого вида. К 2016 году их численность в республике достигла 15 000, на Карельском перешейке в Ленинградской области — более 1000.

Распространение кабанов по северо-западу европейской части России началось в 1940-х годах и, по всей видимости, продолжается и по сей день. Они заселяют территории, где интенсивно ведется сельское хозяйство, и в последние десятилетия в теплое время годы их следы регулярно видят в Мурманской и Архангельской областях. Примерно то же касается и косуль. Пятнистые и белохвостые олени в середине XX века были достаточно многочисленны — за ними ухаживали в заказниках. С распадом СССР эти заказники фактически перестали существовать, и многие олени пали жертвами голода и браконьеров. Однако их численность в последние годы растет.

В Приморье опробуют новый способ возвращения тигров в дикую природу

С его помощью ученые надеются снизить стресс у животных.

Сотрудники Межрегиональной общественной организации «Центр «Тигр» в Приморье готовятся выпустить в дикую природу пару молодых тигров — самку и самца. Впервые в России выпуск будет осуществлен так называемым «мягким» способом, который позволяет снизить стресс для животных. Для этого на месте выпуска построили специальный временный вольер, сообщает пресс-служба WWF России.

В МРОО «Центр «Тигр» занимаются реабилитацией и реинтродукцией тигров с 2012 года. Большинство подопечных центра — тигрята-сироты, матерей которых убили браконьеры. Сотрудники центра реабилитации ставят себе целью не просто спасти тигрят, но и подготовить их к самостоятельной жизни в дикой природе. Юные хищники живут в просторных вольерах площадью до 1,5 гектара, где постепенно учатся охотиться, а также бояться и избегать человека. Они не контактируют с сотрудниками центра, а вот контакты с другими тигрятами близкого возраста возможны и даже желательны: ученые считают, что это помогает снизить стресс и способствует лучшей адаптации животных. Когда сотрудники центра считают, что юные хищники готовы к самостоятельной жизни, их выпускают в тайгу, предварительно снабдив GPS-ошейниками.

Нынешний «выпуск» тигров особенный по двум причинам. Во-первых, впервые ученые выпустят в одном месте сразу двух тигров — самца и самку. Обоим зверям сейчас около двух лет, а поступили они в центр реабилитации совсем маленькими. В декабре 2016 года сотрудники оперативной группы охотничьего надзора и ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского заповедника и национального парка «Зов тигра» доставили в центр реабилитации маленькую осиротевшую тигрицу, которая получила имя Лазовка. Судьба самца Сайхана еще более драматична: в январе 2017 года он был ранен браконьерами, ветеринары центра с трудом сохранили ему зрение. После нескольких месяцев лечения и карантина Сайхан и Лазовка были выпущены в один просторный вольер и быстро подружились.

Вторым нововведением станет «мягкий» способ реинтродукции тигров, который собираются опробовать ученые. На месте выпуска построили специальный временный вольер — по сути, просто участок тайги 50 на 50 метров, обнесенный забором. 12 мая обоих тигров обездвижили с помощью снотворного, поместили в клетки и доставили из места их реабилитации в вольер на месте выпуска. Здесь у хищников будет неделя для того, чтобы отойти от стресса, который был вызван переездом. «Примерно через семь дней вольер будет открыт, и тигры смогут уйти туда, куда им захочется», — комментирует директор МРОО «Центр «Тигр» Виктор Кузьменко [ ... ]

Ученые пометили белых медведей Земли Франца-Иосифа

На медведей надели новые улучшенные ошейники с более долговечными и мощными спутниковыми передатчиками.

Сотрудники национального парка «Русская Арктика» и Института экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН впервые почти за 40 лет провели весеннюю наземную экспедицию по островам западной части архипелага Земля Франца-Иосифа. Собранные в ходе этой экспедиции данные позволяют предположить, что численность белых медведей в этой части национального парка не снижается, несмотря на умеренное освоение островов человеком. Об этом сообщает пресс-служба национального парка.

Главным объектом исследования ученых стал один из крупнейших островов архипелага — Земля Александры. Согласно результатам предыдущей весенней наземной экспедиции, проведенной в 1981 году, на нем сконцентрирована большая часть родовых берлог — убежищ, где самки белых медведей производят на свет потомство. Такие берлоги проще всего найти именно в апреле, когда и проходила нынешняя экспедиция. В этом месяце медведицы выходят на поверхность вместе с недавно родившимися детенышами. Соответственно, апрель — лучший месяц и для подсчета количества самих медведей.

Исследователи четыре недели жили на круглогодичном стационаре «Омега», а по Земле Александры перемещались на снегоходах и гусеничном вездеходе. Они искали следы охоты и спаривания белых медведей, а также берлоги самок с детенышами (родильные) и одиночных самцов. На острове отыскали восемь берлог: четыре родовые, три временные и одну неопределенного назначения. Притом в одном из случаев родовая берлога находилась менее чем в 10 метрах от временного укрытия одиночного самца.

Кроме того, участники экспедиции сумели временно обездвижить снотворным 10 животных: семь самок с медвежатами, одну без детенышей и двух взрослых самцов. На четырех самок установили ошейники с передатчиками — более мощными и долговечными, чем в предыдущие разы. Усыпляли не всех медведей, которых встречали, а только то их количество, на которое было выдано разрешение Росприроднадзора. Всего за время объездов острова ученые увидели 29 белых медведей, из которых только 15 были взрослыми. Кроме того, они обнаружили следы еще минимум десяти хищников. Скорее всего, они приходили с соседнего острова — Земли Георга. То же, вероятно, касается и части медведиц с потомством, ведь берлог нашли меньше, чем выводков медвежат. [ ... ]

С особо охраняемой территории в Архангельской области исчезли хорьки и росомахи

Следов этих хищных зверей не нашли во время зимних учетов численности различных видов животных в Кенозерском национальном парке.

Сотрудники Кенозерского национального парка (Архангельская область) подвели итоги зимних маршрутных учетов численности животных, обитающих на его территории. Несмотря на аномально позднее наступление весны и лета в прошлом году, численность большинства видов зверей и птиц осталась на уровне нормы. Судя по следам, количество волков, рысей и их добычи даже увеличилось, а вот численность куньих, а именно хорьков и росомах, к сожалению, снизилась. Об этом сообщается на сайте национального парка.

Подсчет примерного числа животных различных видов проводился в Кенозерском национальном парке в январе и феврале. За это время его сотрудники прошли 36 учетных маршрутов общей протяженностью 334 километра. Они искали следы жизнедеятельности птиц и млекопитающих, наличие которых было ранее зафиксировано в Кенозерье. По характеру и количеству этих следов специалисты оценивали встречаемость различных видов.

Проанализировав данные, полученные в результате зимних маршрутных учетов, сотрудники национального парка пришли к нескольким интересным выводам. Главнейший из них заключается в том, что общее количество животных зимой 2018-го заметно не снизилось, несмотря на то что в предшествующем 2017 году и весна, и лето задержались примерно на месяц. А значит, был велик риск, что животным не хватит пищи до наступления тепла.

Численность некоторых видов: лис, волков, зайцев, куниц, рысей — даже выросла. Количество волков и лис по сравнению с прошлогодними зимними маршрутными учетами выросло вдвое. Поднялось оно и по отношению к средним значениям за период с 1993 года. Но вот следы росомах стали встречаться реже, а следов хорьков зимой 2018-го вообще не удалось обнаружить. По сравнению с прошлым годом белок стало больше, но до такой численности, которой они достигли в 2015 году, еще далеко. Падение количества белок с 2015-го объясняют низкой урожайностью шишек. [ ... ]