Ученые «погадали» по линиям на ладонях обезьян

С помощью складок на ладонях можно определить, какие пальцы двигаются вместе, а значит, и делать выводы о том, как развивалась хватательная функция у приматов, выяснили российские биологи.

Хироманты утверждают, что по линиям на руке могут предсказывать будущее человека. На самом же деле это лишь обычные морщины — складки, которые появляются на коже от регулярных одинаковых движений как у людей, так и у обезьян. Биологи Московского государственного университета и Палеонтологического института РАН Мэллин Новикова и Александр Кузнецов придумали изучать эти складки для исследования развития хватательной функции у обезьян.

Ученые работали с южноамериканскими широконосыми обезьянами, определяя по характерным узорам ладони, какие группы пальцев у них действуют совместно и какие эволюционные вехи прошло развитие хватательной функции у приматов.

Так, оказалось, что линия, которую называют линией жизни, связана с обособлением большого пальца, является самой древней и есть у всех обезьян. При этом у человека и, например, у капуцинов она выражена ярко, а у мартышек и паукообразных обезьян — гораздо слабее. Так называемая линия судьбы, идущая вдоль ладони, тоже появилась в самом начале формирования. Такие линии есть, например, у лемуров. А уже позже стали формироваться поперечные линии — из-за развития функции силового прижимания объектов к ладони тремя или четырьмя пальцами.

А вот линия сердца есть только у человека — она сформировалась при развитии умения удерживать предмет тремя пальцами. Уникальна для человека и линия головы — она сформировалась, когда «обособился» указательный палец, который человек активно использует в жестикуляции.

Статья ученых опубликована в журнале Biological Communications.

Ранее американские биологи раскрыли новые принципы существования обезьяньего коллектива.