Ученые объяснили, как возникает доверие при первой встрече

Американские психологи выяснили, что люди принимают решение доверять или не доверять незнакомцу, исходя из его визуального сходства с «плохими» и «хорошими» людьми, встреченными ранее.

Ученых давно занимает вопрос, как возникают симпатии и антипатии между людьми. Уже при первой встрече на подсознательном уровне рождается решение о доверии или недоверии новому человеку. Но что именно лежит в основе этого, оставалось неясным. Серия экспериментов психологов из Нью-Йоркского университета позволила отчасти ответить на этот вопрос.

На первом этапе исследования ученые предложили участникам эксперимента (91 человек) сыграть в игру, связанную с денежными вложениями. В по ходу игры участники должны были принимать решения о надежности своих партнеров, которые могли или помогать другому игроку разбогатеть, или присваивать деньги себе. Эти партнеры были проинструктированы учеными вести себя специальным образом, с делением на три четкие категории: сильно заслуживающие доверия, частично заслуживающие доверия и совсем не вызывающие доверия. На практике это означало, что игрок, очень заслуживающий доверия, делился деньгами 93% времени игры, а вовсе не заслуживающий доверия — только 7% времени.

На втором этапе эксперимента тем же участникам было предложено выбрать себе партнеров для следующей игры. Новые партнеры были специально подобраны учеными таким образом, чтобы они имели внешнее сходство с предыдущими партнерами участников эксперимента. Ученые обнаружили тенденцию: участники твердо выбирали себе партнеров по игре, имевших похожую внешность с предыдущими игроками, которые вызывали доверие у участников.

При этом полностью игнорировались потенциальные партнеры, внешность которых хотя бы частично совпадала с внешностью не заслуживающих доверия предыдущих игроков. Человек подсознательно выбирал, доверять или нет человеку, полностью полагаясь на свой предыдущий опыт общения и закрепившийся в мозгу визуальный стереотип «плохого» и «хорошего» человека.

И на заключительном этапе ученые проанализировали активность мозга испытуемых во время принятия ими решений о предпочтении. Было зафиксировано, что повышенная активность проявлялась в той области, где расположено миндалевидное тело, которое, как известно ученым, играет большую роль в закреплении эмоционального опыта. Причем активность в миндалевидном теле регистрировалась одинаково высокого уровня на обоих первых этапах эксперимента, когда участники изучали партнеров, а затем принимали решение о доверии или недоверии следующим партнерам.

Ученые объяснили полученные результаты закрепившимся эволюционным механизмом адаптивного характера. И этот механизм показывает, что мы делаем моральные оценки незнакомых людей, во многом основываясь на своем предыдущем опыте и на визуальном сходстве их теми, с кем мы раньше сталкивались.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA.

Ранее российские исследователи вывели любопытную корреляцию, связанную с доверием: в наиболее развитых странах лучше всего относятся к незнакомым людям высокообразованные, а в наименее развитых дело обстоит ровно наоборот.