Ученые обвинили выходца с Кавказа в изгнании коренных обитателей российских регионов

Борщевик Сосновского оккупирует огромные районы, где занимает господствующее положение и выживает конкурентов.

Ученые из Института истории естествознания и техники и Института проблем экологии и эволюции РАН, а также Государственного университета по землеустройству изучили распространение борщевика Сосновского в нашей стране и нанесли его продвижение на карту. В результате выяснилось, что наступление этого опасного для человека и некогда культурного растения имеет необычные особенности. В частности, борщевик склонен «захватывать» местности и подавлять развитие «соседей». В итоге на этих территориях из крупных растений произрастает только он. Соответствующая статья опубликована в «Российском журнале биологических инвазий».

Авторы новой работы отмечают, что в распространении борщевика Сосновского (Heracléum sosnówskyi) в России ключевую роль сыграли непродуманные попытки его внедрения в сельское хозяйство. Борщевик быстро рос при малом уходе, отчего в советское время его считали перспективным элементом силоса, идущего на корм скоту. Потом оказалось, что компоненты борщевика снижают вкусовые качества мяса и молока, отчего в 80-х его прекратили внедрять по всей стране. Но было уже поздно — растение разнесли не только по европейской части России, но и по Дальнему Востоку и Сибири.

Карта распространения этого сорняка показывает, что наибольшую роль в его продвижении сыграли посевы 1940—1950 годов в пяти главных центрах — Мурманской, Московской и Ленинградской областях, Республике Коми и Кабардино-Балкарии. С 1990-х, из-за упадка сельского хозяйства, связанного с распадом СССР, сдерживать расселение ставшего «некультурным» борщевика стало некому, поскольку возделывание обширных площадей просто прекратилось. Поэтому он начал постепенно поглощать бывшие сельхозугодья, расселяться вдоль дорог и близ поселений. Пока это растение в основном «захватывает» синантропные места обитания (близ освоенных человеком земель), однако эта ситуация в будущем постепенно изменится.

Особенно опасным ученые считают тот факт, что борщевик Сосновского образует так называемые моновидовые заросли на огромных площадях. Моновидовыми называют такие растительные сообщества, где доминирует один вид. В случае борщевика это опасно не только потому, что сок данного растения может привести к травмам людей, — гораздо страшнее нарушение экологического баланса. Многие растительноядные виды животных откровенно избегают употреблять борщевик в пищу. Моновидовые заросли фактически разрушают местные экосистемы — там, где они доминируют, травоядным практически нечем кормиться. А в их отсутствие без пропитания остаются и хищники.

Исследователи в связи с этим отмечают, что борщевик не просто уничтожает привычные ландшафты России, но и трансформирует «под себя» традиционные природные экосистемы. Поэтому они считают необходимой жесткую борьбу с данным видом на государственном уровне. В случае его распространения вне синантропных мест обитания он может нанести серьезный ущерб практически всем типам природных ландшафтов страны.

На Ямале обнаружили первый на Земле ледяной вулкан

До сих пор считалось, что криовулканы существуют только на Церере или Марсе, но не на нашей планете.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова изучили обнаруженную на Ямале крупную воронку (диаметр более 20 метров), имевшую неясное происхождение. Оказалось, что она образована не прорывами подземного метана, а из-за процессов криовулканизма, которые, как считалось ранее, существуют лишь на некоторых планетах Солнечной системы. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

В последние четыре года на Ямале находят все больше загадочных воронок, часто довольно большого диаметра. До недавнего времени их происхождение оставалось загадкой. Считалось, что это результат прорывов метана из-под земли, следы своего рода взрывов. Метан, согласно этим гипотезам, мог попасть туда из глубоких подземных месторождений вследствие протаивания прилегающего грунта из-за глобального потепления.

Однако авторы новой работы подошли к проблеме со свежим взглядом. Они изучили признаки промерзания грунтов и структурные особенности льда, встречающиеся в породах близ воронки. Кроме того, они детально исследовали состав талой воды, скапливающейся в воронке, и спутниковые снимки местности до ее образования и после.

Выяснилось, что на самом деле картина взрыва не имеет ничего общего с прорывом метана из подземных месторождений. На снимках за считанные годы перед образованием воронки на ее месте был бугор — выступ, нетипичный для равнинной тундры. Сопоставив это явление с данными анализа самой воронки, авторы работы пришли к выводу, что она возникла в результате ранее неизвестных процессов, которые они назвали криовулканизмом — по аналогии со сходными процессами, идущими на других небесных телах. Следует отметить, что ямальский криовулканизм — биогенного происхождения, что отличает его от абиогенного криовулканизма на иных планетах Солнечной системы. [ ... ]

Так сейчас выглядит пейзаж тех мест, где много тысяч лет назад стояла крепость УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН

Российские археологи уперлись в Великую Бактрийскую стену

Исследование небольшой крепости привело ученых к пониманию, что она была лишь частью громадной оборонительной системы

Древняя пограничная крепость оказалась частью протяженной системы укреплений, пронизывавших всю границу обширного древнего царства Бактрии — исторической области на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.

Ученые Института археологии РАН вместе с Институтом искусствознания (Узбекистан) исследовали бактрийскую пограничную крепость Узундару и доказали, что она была частью большой фортификационной системы, прикрывавшей древнее государство в III веке до нашей эры от набегов кочевников. Соответствующий пресс-релиз поступил в редакцию «Чердака».

Древнее Греко-Бактрийское царство существовало в 250—125 годах до нашей эры и было одним из древнейших государств того времени. Особо выделял его среди соседей синтез восточных и западных культурных признаков — например, буддизма и типично эллинистических скульптур. Однако в силу гибели многих письменных источников, связанных с его историей, известно о нем довольно мало, что делает любые новые археологические находки весьма ценными.

В результате раскопок 2018 года ученые полностью вскрыли цитадель крепости и получили богатый археологический материал. Оказалось, что это первый и пока единственный образец восточной эллинистической крепости этого периода. Крепость поддерживала значительные гарнизоны на протяжении 150 лет подряд. История ее началась в IV веке до нашей эры, когда эта территория относилась к Бактрии, отдельной сатрапии Персидской империи. В 329 году до н.э. она вошла в состав империи Александра Великого, а после его смерти и войны полководцев Александра стала частью царства Селевкидов — самого крупного эллинистического государства на Востоке. При наместнике Диодоте царство стало самостоятельным.

Находки из УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН