Ученые обнаружили гены цветных звуков

У людей, для которых слова и музыка имеют цвет, присутствуют редкие варианты генов, отвечающих за развитие передающих информацию отростков нервных клеток.

Исследователи из Института психолингвистики Общества Макса Планка показали, что ДНК людей, обладающих зрительно-слуховой синестезией, несет редкие варианты генов COL4A1, ITGA2, MYO10, ROBO3, SLC9A6 и SLIT2, играющих большую роль в росте и перемещении аксонов (наиболее длинных отростков нейронов, по которым проводится нервный импульс). Это первая работа, в которой получены данные о возможных генетических механизмах синестезии. Научная статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

В исследовании приняли участие члены трех семей. В каждом поколении хотя бы у одного из их членов проявлялась зрительно-слуховая синестезия: слыша различные отдельные звуки, а также слова и мелодии, они представляли себе определенные цвета. По крайней мере, сами участники сообщали именно это. Авторы исследования проверяли, действительно ли их испытуемые — синестеты, давая им по несколько раз слушать различные слова, слоги, отдельные звуки, ноты и короткие мелодии. Каждый раз участникам необходимо было выбрать из большого набора цветов тот, который приходит им в голову, когда они слышат определенный стимул. Синестеты постоянно указывали похожие цвета, а те, кто не мог «видеть» звуки, выбирали совершенно разные оттенки при каждой последующей попытке.

Образцы ДНК из крови и слюны взяли и у синестетов, и у их родственников, не обладающих способностью «видеть» звуки. Ученые прочли последовательности нуклеотидов в экзонах — участках, кодирующих белки (также в геноме человека в большом количестве присутствуют интроны, информация с которых во время синтеза белка не считывается). Так они выявили 37 генов, строение которых может быть связано со зрительно-слуховой синестезией. Более того, строение шести из них — COL4A1, ITGA2, MYO10, ROBO3, SLC9A6 и SLIT2 — у всех обследованных синестетов в каждой из трех семей отличалось от такового у обычных людей независимо от степени родства с ними.

Из предыдущих исследований известно, что перечисленные гены отвечают за формирование и рост аксонов. Аксоны — это один из двух типов отростков нервных клеток. Как правило, они имеют большую длину. Все аксоны объединяет то, что они передают электрические сигналы от тела своего нейрона к другим нейронам, мышцам, клеткам в составе желез (второй тип отростков нейронов, в отличие от аксонов, принимает сигналы). У каждого нейрона может быть только один аксон, но он способен образовывать множество ответвлений. Такие ответвления могут соединять самые разнообразные участки головного мозга или даже части тела. По всей видимости, найденные у синестетов варианты генов кодируют белки, направляющие отростки аксонов в те места, где их в норме быть не должно, и соединяют области мозга, обрабатывающие зрительную и слуховую информацию необычным образом. В результате обладатели таких вариантов генов «видят цвета» звуков и их последовательностей.

Синхронизация мозга помогает влюбленным мужчинам облегчить боль женщины

Если девушке причиняют боль, ее партнер может взять любимую за руку и тем самым снизить интенсивность неприятных ощущений.

Ученые из Израиля и Франции выяснили, как меняется электрическая активность мозга двух влюбленных людей, когда одному из них причиняют физическую боль, а другой держит его за руку. Оказалось, что в такие моменты частоты «мозговых волн» у испытуемых синхронизируются. Научная статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

В предыдущих исследованиях те же авторы установили, что когда один человек из пары испытывает боль, а второй держит его за руку, их дыхание и сердцебиение синхронизируются. Ученые предположили, что раз меняются эти параметры, то у каждого человека в паре затрагивается и работа вегетативной нервной системы, регулирующей как частоту дыхательных движений, так и частоту сокращений сердца. Однако в новой работе они сосредоточились на «сознательной» части нервной системы — полушариях головного мозга.

Чтобы понять, как их активность синхронизируется у двух влюбленных, одному из которых больно, исследователи одновременно с помощью сдвоенного аппарата записывали электроэнцефалограмму (ЭЭГ) у мужчины и женщины, состоящих в долговременных отношениях. Всего проанализировали активность мозга у 22 пар здоровых гетеросексуальных людей, не принимающих никакие лекарства, кроме оральных контрацептивов.

В каждой паре боль причиняли женщине. Неприятные ощущения вызывали нагреванием кожи левого предплечья. Для каждой испытуемой интенсивность нагрева подбирали индивидуально — так, чтобы сила боли от него оценивалась в 60 баллов по стобалльной шкале. Все 22 пары поочередно оказывались в одной из четырех ситуаций: [ ... ]

Кетамин поможет женщинам лучше переносить стресс

Одна небольшая доза известного обезболивающего помогла самкам крыс без последствий вынести множество ударов током. Женщинам кетамин поможет снять тревогу и преодолеть расстройства настроения.

Нейробиологи из Колорадского университета в Боулдере (США) и Копенгагенского университета (Дания) показали, что самкам крыс достаточно один раз ввести немного кетамина за неделю до вызывающего стресс события, чтобы они перенесли его легче. Это первое доказательство противотревожного действия данного анестетика на млекопитающих женского пола. Ранее подобные исследования проводились почти исключительно на самцах лабораторных грызунов. Кроме того, ученые выявили конкретный механизм действия кетамина в головном мозге самок крыс. Научная статья опубликована в журнале eNeuro.

В последние годы анестетик кетамин активно изучают как средство против депрессии и тревожности. В отличие от многих других антидепрессантов, для проявления эффекта от кетамина его не нужно принимать каждый день — достаточно всего одной относительно низкой дозы (10 мг/кг массы животного). Однако антидепрессивное и противотревожное действие кетамина для крыс до настоящего момента было показано только на самцах, а самок в экспериментах практически не использовали. Вероятно, такая ситуация связана с тем, что многие физиологические и поведенческие параметры у самок крыс и прочих млекопитающих в значительной степени зависят от дня репродуктивного цикла и сложно собрать группу животных, яйцеклетки которых находились бы на одной стадии развития.

Однако, если говорить о людях, то именно представительницы женского пола чаще страдают от нарушений настроения. Поэтому ученые решили заполнить пробел в знаниях о действии кетамина на самок. Они разделили взрослых крыс на три группы по 10—12 особей. Животным первой группы ввели в брюшину раствор кетамина в концентрации 10 мг/кг (небольшая доза), второй — 40 мг/кг (большая доза), а третьей — контрольной — соленую воду без лекарства (физиологический раствор).

Через неделю после этого всех крыс подвергли стрессовому воздействию: их неоднократно с частотой раз в минуту били током, при этом самки не могли убежать. По прошествии суток с этой процедуры животных на 45 минут сажали по одному в клетки, а затем на три минуты подпускали туда молодую самку крысы. Ученых интересовало, насколько интенсивно грызуны будут исследовать территорию и незнакомое животное: чем больше крыса подавлена стрессом, тем меньше она интересуется новыми объектами. Наконец, после знакомства грызунов с ранее не виденными объектами исследователи делали срезы ткани их головного мозга. [ ... ]

Нейробиологи: один час видеоигр повышает концентрацию внимания

По крайней мере, это работает для студентов-юношей, если они играют в League of Legends.

Исследователи из Университета электроники и технологий КНР (г. Ченду) показали, что один час, проведенный за видеоигрой, улучшает способность отслеживать глазами цель и игнорировать все остальные стимулы — произвольное зрительное внимание. Научная статья о пользе видеоигр опубликована в журнале Frontiers in Human Neuroscience.

В экспериментах приняли участие 29 добровольцев. Все они были студентами мужского пола. Их разделили на две группы: в одной были те, кто был знаком с популярной многопользовательской компьютерной игрой League of Legends более двух лет и входили в семь процентов лучших пользователей этой игры, а в другую попали менее опытные игроки — со стажем полгода и менее, чьи очки были пока настолько малы, что они не выходили за пределы 11 последних процентов общего рейтинга.

Способность испытуемых концентрировать внимание на одной визуальной цели тестировали непосредственно перед часовой игрой и сразу после нее. Проверку вели с помощью разноцветных квадратов, периодически появлявшихся в разных точках экрана. Сначала квадрат возникал точно в центре монитора. После он исчезал, и на короткое время в другом месте появлялся аналогичный объект. Задачей испытуемых было как можно быстрее сообщить экспериментаторам, где располагался второй квадрат относительно первого.

Во время тестирования зрительного внимания у студентов снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ), то есть оценивали электрическую активность их мозга. Ученых интересовали главным образом потенциалы, связанные с событиями, — изменения в ЭЭГ, возникающие после определенного события во внешней среде, которое требовало включения произвольного внимания и зрительного поиска. В случае данного исследования это было появление квадратов на мониторе. [ ... ]