Российские ученые разработали секретную защиту днищ кораблей от моллюсков

Разработанное в Санкт-Петербургском государственном университете покрытие не дает морским судам обрастать беспозвоночными животными и водорослями, при этом безопасно для окружающей среды.

Чтобы морские суда не обрастали водорослями и мелкими беспозвоночными, сегодня их покрывают составами на основе меди. Проблема том, что эти соединения токсичны: накапливаясь в воде и обитающих в ней организмах, они переносятся по цепям питания, и в конечном счете могут навредить и здоровью человека. Ученые из СПбГУ — морской зоолог Александр Раилкин и профессор-биохимик Надежда Кулева — нашли экологически безопасные соединения, которые могут войти в состав защитных покрытий.

Ученые также обратили внимание на закономерности прикрепления морских организмов к твердым поверхностям. «И споры водорослей, и личинки многих беспозвоночных прикрепляются на определенной стадии развития — сначала временно, а потом и постоянно. Этот биологический процесс обусловлен тем, что в условиях сильного течения им необходимо крепко прирасти к судну, чтобы их не унесло», — поясняет Раилкин.

В таком случае эффективно воздействовать на организмы можно на стадии временного прикрепления, до того, как организмы прирастут к судну окончательно. Авторы разработки уверены, что эта технология позволит создать универсальное судовое противообрастающее покрытие.

Специалисты протестировали найденные вещества в природных условиях — в Белом и Южно-Китайском морях, а сейчас работают с морскими звездами и спорами морской бурой водоросли (морской капусты) в ресурсном центре «Обсерватория экологической безопасности» СПбГУ.

Назвать конкретный состав веществ корреспонденту «Чердака» в пресс-службе СПбГУ отказались, объяснив, что это «тайна наших ученых, которые не хотят полностью разглашать состав». Но некоторые компоненты ученые раскрыли. В частности, они сообщили, что изученные соединения — это производные бензойной кислоты.

Ранее технологию защиты днищ кораблей от моллюсков разработал коллектив ученых из США и Сингапура. Они использовали полидиметилсилоксановую (PDMS) полимерную сеть, наполненную силиконовым маслом.

Онкологи выяснили, как наследуется рак яичника

Исследователи из онкологического института им. Розвелла Парка (США) выяснили, что группа риска рака яичника шире, чем считалось ранее, ведь фактор этого заболевания передается не только от матери дочерям, но и внучкам от бабушки через их отца.

При оценке риска возникновения рака яичника онкологи принимают в расчет состояние здоровья родственников первой и второй линии родства женского пола, то есть риск заболеть зависит от того, был ли рак диагностирован у матери и/или у бабушек пациента. В основе этого подхода лежит аутосомно-доминантная модель наследования. Первое слово в ее названии указывает на то, что наследственные факторы (гены) располагаются в неполовых хромосомах — аутосомах (их у человека 22 пары), а второе — на то, что для проявления признака, его доминирования, достаточно наличия активного гена в одной из пар хромосом.

Заболевания, отвечающие такой модели наследования, передаются из поколения в поколение, поражая лиц мужского и женского пола с равной частотой, и проявляются у детей пациентов в 50% случаев. При этом здоровый ребенок гарантированно не является носителем болезнетворного гена, ведь доминантный ген одной из пары хромосом обязательно выражается в признаке. Считалось, что именно так, по аналогии с раком молочной железы, вызванной мутациями в генах BRCA, происходит наследование рака яичника, и диагностика была рекомендована для лиц, попадающих в группу риска, именно исходя из этих соображений.

Эта модель не могла объяснить результаты исследования, согласно которым риск возникновения рака яичника среди сестер пациента был выше, чем у дочерей при заболевшей матери. Анализ базы данных в настоящей работе подтверждает эти результаты: риск заболеть для дочери пациентки составлял 35%, а для сестры — 66%.

Компания Merck прекратила разработку лекарства от болезни Альцгеймера

Старейшая в мире фармацевтическая компания Merck объявила о прекращении клинических испытаний своего лекарства от болезни Альцгеймера — верубецестата, эффективность которого планировалось показать на ранней стадии течения болезни.

Болезни Альцгеймера и Паркинсона относятся к нейродегенеративным заболеваниям, то есть постепенно разрушают мозг и нервную систему, что ведет к разрушению личности человека. Ими страдают главным образом пожилые люди, и по мере старения населения мира эти болезни могут стать реальностью для миллионов людей.

В 2017 году испытание верубецестата — препарата Merck от умеренной формы деменции — закончилось провалом, и тогда эксперты предположили, что у компании есть шанс показать эффективность препарата, если его применять к пациентам на как можно ранней стадии болезни. В 2018 году о прекращении поисков лекарства от этой болезни объявила крупнейшая компания Pfizer.

Merck начала испытание 1400 пациентов с умеренной формой болезни Альцгеймера, при которой память уже ухудшается, но деменция еще не прогрессирует. Однако и эти испытания также не показали значимого результата, и 13 февраля Merck объявила о прекращении клинических исследований верубецестата на ранней стадии, так как у лекарства «буквально нет шанса на успех», сообщает медицинский журнал STAT.

Как пишет издание, провал испытаний верубецестата говорит о несостоятельности гипотезы, согласно которой ученые должны как можно раньше обнаружить первые симптомы заболевания, чтобы побороть его разрушительные последствия. [ ... ]

Ученые придумали способ тройной маркировки стволовых клеток

Биологи из России и США предложили способ тройной маркировки делящихся стволовых клеток. Это нужно для лучшего понимания процесса воспроизводства тканей. Исследование попало на обложку журнала Stem Cell Reports.

Стволовые клетки — это недифференцированные (незрелые) клетки, которые способны как самодублироваться, образуя новые стволовые клетки, так и дифференцироваться в клетки различных органов и тканей. В медицине стволовые клетки используют, чтобы восстановить ткань. Например, пересадка гемопоэтических стволовых клеток — один из способов восстановления процесса кроветворения при лечении лейкоза.

Обычно регенерация происходит так: после того как стволовые клетки продублируют себя, некоторые из дочерних клеток дифференцируются и восстанавливают поврежденную ткань, а другие становятся стволовыми. Этот процесс сложен и происходит по-разному в разных тканях. Ученые активно изучают механизмы деления стволовых клеток, чтобы более эффективно применять их в медицине.

Когда стволовая клетка дублируется, она проходит стадию, называемую S-фазой — синтез ДНК и дублирование хромосом. На этом этапе можно «пометить» новые ДНК, введя туда особый строительный блок (нуклеотид). Когда такие клетки впоследствии делятся и воспроизводятся, их дочерние клетки также будут помечены. Через какое-то время учtные могут выявить метки с помощью флюоресцентных антител и таким образом отследить судьбу всей помеченной популяции. Использование двух типов нуклеотидных меток увеличивает число по-разному помеченных популяций до восьми, а трех меток — до ста двадцати восьми. Это очень ускоряет анализ, но одновременно вызывает ряд проблем. Метки становится трудно различать, главным образом потому, что антитела не идеальны и иногда связываются не только с их целевым нуклеотидом, но и с аналогичными.

Стволовые клетки кишечника, помеченные разными метками. Клетки «первой очереди» — синие, зеленые — помеченные сутки спустя, красные — помеченные спустя двое суток. Белые — клетки в любой фазе. Фото: пресс-служба МФТИ