Ученые извлекли новые данные из древнейшего скелета археоптерикса

Палеонтологи из Университета Людвига-Максимиллиана (Германия) описали неизвестные ранее анатомические черты найденного в Баварии археоптерикса, а также уточнили критерии для его классификации.

Археоптерикс стал «иконой эволюции», поскольку его скелет, найденный впервые в 1861 году, выглядел как переходная форма между рептилиями и птицами и тем самым подтверждал теорию эволюции Чарльза Дарвина, представленную публике двумя годами ранее. Большинство экземпляров этой древней птицы найдены в зольнхофенских известняках. Этот «мрамор» Юрского периода сформировался 150 миллионов лет назад, когда Европа были намного ближе к экватору, а территория Южной Германии представляла собой архипелаг в тропическом море.

Птицу обнаружил археолог-любитель и, приняв ее за летающего ящера птерозавра, обратился за подтверждением к ученым. Оказалось, что скелет принадлежит археоптериксу, причем по возрасту пород — самому древнему представителю своего рода. Экземпляр стал частью национального культурного наследия Германии.

Теперь исследование скелета в ультрафиолетовом свете с применением различных цветовых фильтров открыло ученым малоизвестные аспекты анатомии археоптерикса. Так, был решен многолетний вопрос о наличии у древней птицы грудинной кости — она была, правда, из хрящевой ткани, что видно по строению ребер. Брюшная полость была защищена лобковой костью и гастралиями — брюшными ребрами, характерными для рептилий. Это связано с наличием в брюшной полости археоптерикса крупных воздушных мешков.

Работа ученых заключалась не только в детальном описании найденного скелета. Новые анатомические данные позволили пересмотреть критерии, выбранные для классификации рода археоптериксов. Приняв во внимание особое строение костей черепа вокруг глазниц, необычное сочленение предлобной кости и другие признаки, ученые пришли к выводу, что из двенадцати известных скелетов только восемь несомненно принадлежат данному роду с точки зрения анатомии.

Древнейший скелет археоптерикса. Фото: O. Rauhut, LMU Munich

Кроме того, ученые установили, что род археоптериксов монофилетический, то есть объединяет животных, имеющих общего предка. При построении классификации этот критерий позволяет исключить попадание в одну группу видов, обладающих сходными признаками, но не имеющих родства.

Проведя подробный обзор всех имеющихся экземпляров, ученые установили, что среди них нет ни одного одинакового образца по количеству и строению зубов, а также выявили большое разнообразие в строении конечностей. Объяснить это можно изменчивостью внутри вида — индивидуальной, возрастной или связанной с половым диморфизмом, когда самцы выглядят не так, как самки. Или же, по аналогии с разнообразием внешнего вида дарвиновских галапагосских вьюрков, — результатом изоляции: экземпляры археоптерикса приобрели разные признаки, обособившись в стаи на островах архипелага Золнхофен в конце юрского периода.

Исследование опубликовано в журнале PeerJ.

Ранее ученые из Китая и Канады описали новый вид пернатого динозавра: у китайского ископаемого ящера, жившего 125 миллионов лет назад, обнаружили асимметричные перья, характерные для современных птиц.

Так сейчас выглядит пейзаж тех мест, где много тысяч лет назад стояла крепость УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН

Российские археологи уперлись в Великую Бактрийскую стену

Исследование небольшой крепости привело ученых к пониманию, что она была лишь частью громадной оборонительной системы

Древняя пограничная крепость оказалась частью протяженной системы укреплений, пронизывавших всю границу обширного древнего царства Бактрии — исторической области на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.

Ученые Института археологии РАН вместе с Институтом искусствознания (Узбекистан) исследовали бактрийскую пограничную крепость Узундару и доказали, что она была частью большой фортификационной системы, прикрывавшей древнее государство в III веке до нашей эры от набегов кочевников. Соответствующий пресс-релиз поступил в редакцию «Чердака».

Древнее Греко-Бактрийское царство существовало в 250—125 годах до нашей эры и было одним из древнейших государств того времени. Особо выделял его среди соседей синтез восточных и западных культурных признаков — например, буддизма и типично эллинистических скульптур. Однако в силу гибели многих письменных источников, связанных с его историей, известно о нем довольно мало, что делает любые новые археологические находки весьма ценными.

В результате раскопок 2018 года ученые полностью вскрыли цитадель крепости и получили богатый археологический материал. Оказалось, что это первый и пока единственный образец восточной эллинистической крепости этого периода. Крепость поддерживала значительные гарнизоны на протяжении 150 лет подряд. История ее началась в IV веке до нашей эры, когда эта территория относилась к Бактрии, отдельной сатрапии Персидской империи. В 329 году до н.э. она вошла в состав империи Александра Великого, а после его смерти и войны полководцев Александра стала частью царства Селевкидов — самого крупного эллинистического государства на Востоке. При наместнике Диодоте царство стало самостоятельным.

Находки из УзундаруФото предоставлено Институтом археологии РАН

Российские археологи обнаружили древние крепости золотодобытчиков в Судане

Археологи из МГУ провели первый сезон экспедиций на месте средневекового центра золотодобычи в пустыне Судана и получили первые результаты — крепости, жилые зоны и некрополь.

В средние века поселение Дерахейб (в арабских источниках — ал-Аллаки), ныне расположенное на территории современной провинции Красное море Республики Судан, лежало на пути торговых караванов из арабских и африканских стран. Пряности и благовония Индии и Аравийского полуострова, китайские шелк и фарфор перевозили через Нубийскую пустыню в верхнеегипетский город Асуан. Далее по Нилу товары отправлялись в порты Каира и Александрии, а затем в Европу. Кроме того, через ал-Аллаки шли в Мекку паломники из стран Магриба, Египта и мусульманской Испании. Город на протяжении многих веков являлся также центром золотодобычи в Нубийской пустыне.

«Считается, что в античные времена на территории памятника располагался город Береника Золотая. Такое название дано неслучайно: расположенные около него рудники значительно (согласно сообщению Плиния Старшего, в двадцать раз) превосходили по добыче золота остальные крупные прииски. Также существует предположение, что еще на рубеже XII—XIII веков до нашей эры богатство привлекло на территорию Дерахейба старателей, организовавших здесь поселение», — пояснил Алексей Крол, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научных фондов и экспозиций Научно-исследовательского института и музея антропологии МГУ.

Основная часть древнего памятника занимает площадь в 1 км². На его территории археологи обнаружили две крепости, поселение, три жилые зоны и некрополь. Стены крепостных сооружений, достигающие 10 метров, хорошо сохранились. Поблизости нашлись и знаменитые шахты. Хотя раскопки на территории памятника ведутся давно — еще в 1832 году французская экспедиция составила первые планы Дерахейба — к первому систематическому исследованию поселения приступили только недавно российские археологи.

В 2017 году с помощью GPS сотрудники МГУ зафиксировали все объекты памятника, нанесли на карту и тщательно описали. Ученые воспользовались новой методикой — создали трехмерную компьютерную модель одной из крепостей. [ ... ]

Лошадь Пржевальского оказалась вторично одичавшим домашним животным

Процесс одомашнивания диких лошадей происходил как минимум дважды.

Международная группа ученых, при участии Владимира Питулко из Института материальной культуры РАН, провела анализ ДНК современных лошадей и сравнила их с ДНК древних лошадей первых кочевников мира — Ботайской культуры. Выяснилось, что ботайские лошади, древнейшие из одомашненных, не оставили следы в геномах современных домашних лошадей. Зато их потомками оказались лошади Пржевальского, до сих пор ошибочно считающиеся последними дикими лошадьми на планете. Соответствующая статья опубликована в Science.

Древнейшие одомашненные лошади относятся к периоду Ботайской культуры (северо-запад Казахстана), существовавшей в 3700−3100 годах до нашей эры. Именно в ее памятниках найдены первая конская сбруя и остатки первого кумыса. Это побудило исследователей сравнить гены двух десятков лошадей ботайской культуры (археологические находки) с другими лошадьми.

Результаты оказались неожиданными. В геноме всех современных лошадей сходство с ботайскими оказалось очень малым — около всего 2,8 процента (а например, в геноме современных людей содержится до четырех процентов генов вымерших неандертальцев). Зато геном лошади Пржевальского оказался предельно схож с «ботайским».

Авторы предлагают два объяснения. Первое: современные лошади — потомки иной группы диких лошадей, не родственной «ботайцам». А второе — первые лошади ботайской культуры затем оказались вытеснены в стадах этих же кочевников домашними лошадьми с другими дикими предками. [ ... ]