Ученые из ИТМО научились соединять магнитные наночастицы без вреда для здоровья

Сотрудники Университета ИТМО, ЛЭТИ и НМИЦ онкологии им. Блохина разработали способ сборки нанокристаллов из наночастиц, достоинство которого в том, что для конструирования кристаллов используются только проверенные временем биосовместимые материалы.

Ученые поставили перед собой цель разработать способ получения магнитных фотонных нанокристаллов, при котором не использовались бы экзотические условия (очень высокие или очень низкие температура и давление), а также токсичные реагенты. И этот способ был найден. Нанокристаллы научились получать путем сборки наночастиц из магнетита Fe(OH)2 при стандартных температуре и давлении.

В гидрозоль с магнетитовыми наночастицами диаметром 10 нм нужно добавить глицерин. Это дестабилизирует его структуру, так как гидроксильные группы глицерина будут реагировать с аналогичными группами в составе магнетита. Таким образом молекулы глицерина облепят наночастицы. На следующем этапе к гидрозолю добавляют лимонную кислоту. Это вызывает слипание наночастиц в кристаллы.

При определенных условиях диаметр всех нанокристаллов получался примерно одинаковым — 80 нанометров. Это оптимальный размер, чтобы воздействовать на них магнитным полем и изменить длину волны, отражаемой этими кристаллами. Такая корректировка характеристик будет полезной при применении магнетитовых нанокристаллов в фотонике.

И глицерин, и лимонная кислота не токсичны для клеток. Это значит, что для биомедицинских применений нанокристаллы, связанные с необходимым лекарством, можно будет вводить в организм без вреда для здоровья. Когда они доберутся до нужного органа, их можно разрушить действием магнитного поля и высвободить лекарство.

Соответствующая научная статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Также российские ученые разработали метод создания звездообразных наночастиц серебра. Покрытие из них улучшит свойства металлов.