Гидры оказались способны менять генетическую программу

Швейцарские ученые выяснили, как гидре, рекордсменке по регенерации, удается выживать даже в случае полной потери нервных клеток.
Работа специалистов из Университета Женевы опубликована в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B (странное название объясняется тем, что журнал выходит с 1665 года). Исследователи установили, что секрет пресноводного полипа гидры заключается в его необычной способности полностью перестраивать свою генетическую программу, которая регулирует работу органов, рост и развитие организма. Возможно, результаты исследования помогут усовершенствовать методы лечения нейродегенеративных заболеваний, например болезни Альцгеймера.

Исследователи решили выяснить, каким образом гидра остается живой при потере нейронов. Для этого они изучили функции клеток на разных участках тел полипов, часть из которых были лишены нейронов. Ученые пришли к выводу, что гидра способна модифицировать свою генетическую программу. «Мы нашли в эпителиальных клетках 25 генов, которые сверхэкспрессируются (очень активно работают — прим. «Чердака»). Некоторые из этих генов отвечают за различные нервные функции, например нейропередачу», — говорит один из авторов исследования Айван Венгер. Выяснилось, что эпителиальные клетки компенсируют отсутствие нервной системы у гидры.

Швейцарские ученые полагают, что открытие позволит научиться возрождать погибшие нейроны человека. Результаты исследования особенности регенерации гидр могут быть крайне полезны для изучения методов лечения заболеваний нервной системы.

Гидры обитают в водоемах или реках с медленным течением, прикрепляясь к водным растениям или грунту. Длина их тела не превышает 2 см. Высокая способность гидры к регенерации была обнаружена швейцарским натуралистом Абрамом Трембли 250 лет назад.