У японки нашли кисту яичников с частями мозга внутри

Во время операции по удалению аппендикса японские хирурги обнаружили и позже удалили у шестнадцатилетней пациентки опухоли-кисты на обоих яичниках. Опухоли содержали костные и нервные ткани, которых не должно быть в яичниках.

Опухоль, обнаруженная у девушки, — тератома, то есть аномальное образование, которое содержит ткани, не характерные для того места, в котором они образовались. Тератомы образуются еще у эмбрионов из половых клеток, предшественников яйцеклеток и сперматозоидов, и поэтому чаще всего их обнаруживают в нижней части брюшной полости.

Тератомы пациентки из Японии достигали 10 сантиметров в размере и были окружены костной стенкой, которая образовала что-то вроде раковины или черепа. В импровизированном черепе врачи нашли спутанные волосы, жировую ткань и клетки центральной нервной системы, в частности мозжечка и ствола головного мозга. Нервные ткани были хорошо структурированы и организованы — исследователи увидели в тератоме молекулярный слой, слой клеток Пуркинье и зернистый слой — структуры, которые образуются в мозжечке человека.

Тератомы — явление не уникальное, но редкое — один случай на 35 тысяч детей, а тератомы с хорошо организованной нервной тканью встречаются еще реже. Кроме того, ученые обнаружили в «мозжечке» пучки нервных волокон, а такое было описано ранее только раз. Обычно если в тератомах и образуются нервные волокна, то только из периферийной нервной системы.

По словам ученых, анализ строения тератомы позволяет лучше изучить процесс образования нервной ткани и патологические изменения в ней.

Исследование описано в журнале Neuropathology.

Тератомы образуются из недифференцированных клеток, то есть таких, которые не имеют черт специализации, что роднит их со стволовыми. И если в случае с тератомой части мозга образовались случайно, то ученые из США целенаправленно смогли вырастить модель головного мозга эмбриона из стволовой клетки в лаборатории.

Люди неосознанно выбирают генетически похожих на себя партнеров

Ученые из нескольких университетов США, Австралии и Нидерландов изучили более 24 тысяч женатых пар и выяснили, что люди неосознанно выбирают генетически близких себе партнеров.

Существует множество исследований, которые подтвердили, что люди склонны заводить отношения и заключать браки с людьми своего круга, уровня образования, физического состояния и со склонностью к тем же заболеваниям.

Причины того, почему так происходит, долгое время оставались неясными. В данном случае ученые попытались объяснить это через генетические свидетельства ассортативного выбора (то есть предпочтения определенного партнера среди многих на основе сходства характеристик).

Исследователи взяли данные из трех источников: из публично доступных когортных исследований, из базы Биобанка Британии, а также из проекта 23AndMe — все они содержат данные о физических и генетических параметрах тысяч людей. Для исследования выбрали гетеросексуальные супружеские пары европейцев.

В основе исследования лежит известный факт: фенотип, то есть внешние характеристики людей, связан с их генотипом, то есть набором генов. Для сравнения выбрали два параметра — рост и индекс массы тела, так как сходство этих параметров у партнеров уже было определено в науке более века назад. [ ... ]

Японский макак попытался спариться с самкой оленя

Ученые из Японии и Франции впервые зафиксировали попытку самца макаки спариться с самкой оленя и попытались объяснить это явление.

Ученые записали на видео, как самец макаки взобрался на олениху верхом и стал совершать фрикции. После этого он спрыгнул и ушел, оставив, по словам ученых, на спине самки свой эякулят, который олениха слизала. Самец макаки отгонял от оленихи других обезьян, но сам пытался взобраться и на других олених, впрочем, безуспешно — они от него убегали.

Несостоявшийся межвидовой половой акт ученые увидели на острове Якусима на юге Японии. На этом острове популяции японских макак Macaca fuscata yakui и пятнистого оленя Cervus nippon yakushimae живут в тесном взаимодействии: олени едят фрукты, которые обезьяны срывают с деревьев и бросают вниз, а также поедают экскременты макак. Кроме того, макаки чистят оленей и нередко забираются им на спину, не пытаясь при этом с ними спариться.

Ученые не раз фиксировали межвидовые половые контакты в природе. Как правило, они случаются между представителями близких видов, например у дельфинов. Случаи полового поведения у дальних видов, как правило, оканчиваются плохо. Так, известно, что морские котики насилуют, а потом поедают императорских пингвинов. [ ... ]

Нематоды обретают опыт по мере взросления

Ученые из США проверили, как черви находят путь к еде по запаху, и заметили, что молодые особи тратят на движение к еде больше времени, чем взрослые.

Ученые из Института биологических исследований Солка обратили внимание, что молодые и взрослые особи самых разных видов животных по-разному реагируют на запахи еды. Чтобы исследовать, как поведение отличается на уровне активности нейронов, ученые использовали обычный в исследованиях нервной деятельности модельный организм — нематоду Caenorhabditis elegans. Нервная система этого круглого червя состоит из всего лишь 302 нейронов, и совокупность нервных связей между ними полностью расшифрована, а мозг нематоды даже заснят в процессе работы.

Ученые помещали червей разного возраста в чашку, в которой были две капли жидкостей: одна пахла диацетилом (этому веществу обязан своим запахом, например, попкорн), а другая имела нейтральный запах. Запах диацетила у червей, как и у человека, связан с едой, так что он привлекает их внимание. Ученые обнаружили, что, почувствовав запах, молодые черви ведут себя совсем не так, как взрослые: они ползают по чашке и тратят много времени на путь к капле, если вообще добираются до нее, тогда как взрослые черви безошибочно ползут на запах кратчайшим путем.

Оказалось, что и у взрослых, и у молодых червей в ответ на запах включается одна и та же пара нейронов, которые называются AWA, но у молодых особей для ее активации концентрация диацетила должна быть больше. Кроме того, у взрослых в ответ на запах активируются еще три парных нейрона — AWB, ASK и AWC, чего у молодняка не происходит.

По мнению ученых, из того, что набор генов и нейронов у всех нематод абсолютно одинаковый, следует, что разница в реакции объясняется опытом. Нематоды обучаются по мере взросления, между их нейронами образуются новые связи и способы реагирования. По словам ученых, результаты показывают пластичность мозга, благодаря которой молодые особи адаптируются к изменяющейся среде, с тем чтобы, повзрослев, быстрее находить еду и использовать ресурсы эффективнее. [ ... ]