У россиянок обнаружили ген ишемической болезни сердца

Он не дает образовываться «хорошему» холестерину, из-за чего его место занимает «плохой», а просвет питающих сердце сосудов сужается.

Ученые из Курска, Томска и Белгорода обнаружили, что, если у человека начальный участок (промотор) гена CYP4A11 имеет определенное строение, это повышает вероятность возникновения ишемической болезни сердца (ИБС). Новая работа — первая, в которой показана подобная связь между полиморфизмом части гена CYP4A11 и риском ИБС у европейцев. Научная статья по ее итогам опубликована в журнале Disease Markers.

В исследовании приняли участие 1323 добровольца, посещавших крупные больницы Курска в 2012—2015 годах. У 637 из них (средний возраст в этой группе составлял 59 лет) наблюдались явно выраженные признаки ишемической болезни сердца — нарушения кровоснабжения этого органа, но при этом не имелось инфекционных, аутоиммунных и прочих заболеваний. Контрольную группу с аналогичным средним возрастом составили 686 человек. В нее входили доноры крови, люди без каких-либо признаков хронических заболеваний, а также госпитализированные пациенты, у которых отсутствовали проблемы с сердечно-сосудистой системой. Каждый заполнил анкету, где указал, болели ли его родственники ИБС и диабетом и было ли у них повышено артериальное давление.

Также у участников исследования взяли образцы крови для анализа ДНК, содержания в ней глюкозы, свободного холестерина и липопротеинов высокой и низкой плотности (считаются «хорошим» и «плохим» холестерином соответственно). Авторы работы искали связь между значениями этих параметров и вероятностью развития ишемической болезни сердца.

В ДНК ученых интересовали в первую очередь однонуклеотидные полиморфизмы (случайные изменения одной «буквы» генетического кода) промотора гена CYP4A11. Этот ген кодирует одноименный фермент, регулирующий синтез холестерина и других липидов. Промотором называют начальный участок гена, с которого стартуют ферменты для считывания последовательности нуклеотидов ДНК («букв» кода) и построения молекул РНК на основе «прочитанного».

Анализ данных о наследственности, привычках и состоянии здоровья участников исследования выявил связи между рядом признаков и риском развития ИБС. Выяснилось, что у больных этим недугом родственники в 1,5−2 раза чаще страдали от сахарного диабета, артериальной гипертензии и самой ишемической болезни сердца. Также у них в крови обнаружили более высокие уровни глюкозы (натощак), холестерина и липопротеинов высокой и низкой плотности.

Однако наиболее интересной оказалась связь между ИБС и однонуклеотидными полиморфизмами промотора гена CYP4A11. Оказалось, что в ДНК страдающих ишемической болезнью сердца в два раза чаще присутствует редкий однонуклеотидный полиморфизм rs9332978, где вместо обычного для этой позиции нуклеотида тимина находится другой нуклеотид — цитозин. Притом эта зависимость обнаруживается исключительно у женщин. Видимо, это связано с особенностями регуляции их жизнедеятельности половыми гормонами, чьи молекулы строятся на основе холестерина.

Точные причины, по которым упомянутый вариант гена повышает вероятность ишемической болезни сердца, пока неясны. Авторы предполагают, что его сложнее активировать по сравнению с «обычным» вариантом. Если это предположение верно, то при наличии измененного гена несколько цепочек биохимических реакций, контролируемых белком CYP4A11, проходят с ненормальной (повышенной или пониженной) интенсивностью. Это приводит к образованию скоплений тромбоцитов и закупорке сосудов тромбами, уменьшению концентрации липопротеинов высокой плотности, то есть «хорошего» холестерина, и усилению воспалительных процессов в сосудах. Все это способствует развитию ИБС.

Таким образом, отечественные медики обнаружили у россиянок генетическую «метку», указывающую на повышенную вероятность развития у них ИБС в старшем возрасте. Эта первая работа, в которой показана связь измененного варианта гена CYP4A11 и ишемической болезни сердца у европейцев. Ранее подобные исследования проводились только с участием жителей Азии.

В ДНК митохондрий нашли «мутации инфаркта миокарда»

Они расположены в генах, кодирующих белки клеточного аппарата для получения энергии.

Исследователи из Института общей патологии и патофизиологии, Национального медицинского исследовательского центра кардиологии, Южного федерального университета и Инновационного центра «Сколково» изучили, как состав ДНК митохондрий влияет на вероятность развития ряда сердечно-сосудистых заболеваний. Они обнаружили 11 вариантов мутаций, связанных с ростом риска атеросклероза, и три варианта, ассоциируемых с повышенной или, наоборот, пониженной вероятностью инфаркта миокарда. Авторы надеются, что полученные ими данные облегчат раннюю диагностику инфаркта либо помогут создать новые экспериментальные модели этого заболевания. Научная статья опубликована в журнале Disease Markers. Исследование поддержано грантом РНФ.

Для исследования привлекли 225 пациентов с инфарктом миокарда и 239 человек без сердечно-сосудистых заболеваний. Все они были пациентами университетской клиники МГУ или Исследовательского комплекса кардиологии Министерства здравоохранения РФ. Хотя состав испытуемых был подобран случайно, в первой группе преобладали мужчины, во второй — женщины. Кроме того, средний возраст участников исследования без сердечно-сосудистых заболеваний был на 13 лет меньше.

Образцы ДНК митохондрий (эти органоиды имеют свою собственную кольцевую молекулу ДНК, по набору генов отличающуюся от хромосом ядра) извлекали из лейкоцитов крови испытуемых. Далее небольшие фрагменты этой ДНК «размножали» с помощью полимеразной цепной реакции и последовательность нуклеотидов в них определяли путем пиросеквенирования.

Прежде всего ученых интересовали гены, связь мутаций которых с образованием атеросклеротических бляшек они уже показали в предыдущих исследованиях. Эти гены и прочитывали с помощью пиросеквенирования. В них ранее обнаружили 11 вариантов замен, вставок и выпадений отдельных нуклеотидов. Встречаемость таких изменений состава генов (они называются однонуклеотидными полиморфизмами) митохондрий сравнили у пациентов с инфарктом миокарда и атеросклерозом и у членов контрольной группы. [ ... ]

Рыжие и голубоглазые сибиряки чаще всех страдают раком кожи

Среди больных меланомой жителей Красноярского края больше всего людей с рыжим цветом волос и веснушками.

Исследователи из Красноярского государственного медицинского университета и Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова выяснили, какие варианты гена рецептора меланокортина первого типа чаще встречаются у больных меланомой. Они обнаружили, что вариант R151C, обеспечивающий рыжий цвет волос, присутствует у 18 процентов больных меланомой жителей Восточной Сибири. Научная статья опубликована в European Journal of Cancer Prevention.

В исследовании в качестве испытуемых приняли участие 95 больных меланомой, направленных в Красноярский краевой клинический онкологический диспансер, и 334 здоровых человека. Сначала ученые определили их фенотипы, то есть отметили цвет кожи, волос, глаз и ряд других признаков. Затем у всех испытуемых проверили ген рецептора меланокортина первого типа, Mc1r, на наличие в нем изменений — однонуклеотидных полиморфизмов (ОНП, по-английски SNP, или снипы). Это делали с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени — метода, позволяющего одновременно увеличивать число копий ДНК и определять их количество, а также обнаруживать различия между отдельными их участками.

Рецептор меланокортина первого типа — один из регуляторов синтеза меланина. Этот пигмент имеет несколько вариантов строения, и в зависимости от их соотношения в клетке она приобретает тот или иной цвет. В первую очередь ученых интересовали ОНП гена Mc1r, для которых была ранее показана связь с рыжими волосами и светлой кожей, — R151C, R160W и D294H. Известно, что меланома чаще поражает людей со слабой пигментацией кожи и светлыми либо рыжими волосами, поэтому указанные ОНП теоретически могли бы быть особенно важны для определения риска рака кожи.

В соответствии с результатами более ранних исследований, большинство заболевших меланомой имели светлую кожу, рыжие или светлые волосы и голубые глаза. Также у них чаще присутствовали веснушки на шее, туловище и конечностях. У 18 процентов больных раком кожи присутствует вариант R151C гена Mc1r. У здоровых участников исследования он встречался в 6,4 раза реже. Другие два «рыжих» ОНП, R160W и D294H, в обеих группах находили редко — не более чем в одном проценте случаев каждый. По всей видимости, это связано с тем, что у жителей Восточной Сибири они в принципе не распространены. [ ... ]

Ученые предложили делать контейнеры для доставки лекарств из крестов ДНК

Наноконструкции из главной молекулы жизни чувствительны к кислотности среды, и на них уже получен российский патент.

Сотрудники Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины изучили способность молекул ДНК и РНК образовывать четырехнитевые крестообразные конструкции — i-мотивы. Они показали, что данные «сооружения» могут выступать в роли наноконтейнеров и высвобождать хранимые в них вещества при изменении кислотности (pH) среды. Таким образом, i-мотивы можно будет использовать при адресной доставке лекарств. Работа поддержана грантом РНФ. Научная статья о ней опубликована в журнале Physical Chemistry Chemical Physics. На способ получения рН-чувствительных ДНК-наноконструкций получен патент РФ.

Молекула ДНК может существовать как в виде двойной спирали нескольких типов, так и в виде различных других структур. Они формируются благодаря различным взаимодействиям между строительными блоками ДНК и РНК — нуклеотидами. Всего их в таких молекулах пять видов, причем три из них встречаются и в ДНК, и в РНК, а каждый из двух оставшихся характерен только для молекул какого-то одного типа.

Фрагменты спирали ДНК или РНК, содержащие большое количество нуклеотида цитидина (С-блоки), образуют структуру i-мотивов из четырех нитей. Российские исследователи собрали различные i-мотивы и выяснили, из каких частей они состоят и по каким закономерностям собираются. Для этого ученые исследовали поведение C-блоков ДНК и ее инертных фрагментов, не принимающих участие в образовании i-мотива, с помощью атомно-силовой микроскопии. Этот метод позволяет определить рельеф поверхности с разрешением вплоть до атомарного. Также были задействованы методы математического моделирования.

Выяснилось, что С-блоки формируют плотную упорядоченную структуру — «ядро», или «тело» i-мотива. В нем цепи из цитидина, принадлежащие разным молекулам ДНК, укладываются так, чтобы образовать как можно меньше петель. Компьютерное моделирование показало, что это наиболее энергетически выгодная конфигурация. От «тела» отходят инертные фрагменты — «хвосты», или «ножки». Как правило, они состоят из блоков нуклеотида тимидина (Т). По их числу можно определить, из скольких молекул ДНК такая структура образовалась — из одной, двух, трех или четырех. Конструкция в целом похожа на жука или его личинку. [ ... ]