У белка открыли новое свойство против болезни Альцгеймера

Ученые из Института медицинских исследований Сэнфорд–Бернэм–Пребис (США) выяснили, что белок SORLA способен защитить мозг от болезни Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера — дегенеративное заболевание нервной системы, при котором происходит постоянно прогрессирующая потеря памяти, речи и логического мышления. Пациент постепенно утрачивает все когнитивные функции и погибает через 7−8 лет после начала болезни.

Заболевание обычно развивается у людей старшей возрастной группы, как правило, после 65 лет, причем с возрастом частота случаев болезни растет. В связи с увеличением продолжительности жизни, по прогнозу ВОЗ, к 2050 году в мире 115 млн человек будут страдать от деменции, среди которой 75% приходится на болезнь Альцгеймера.

На данный момент лекарства от этой болезни не существует.

В развитии заболевания играют роль особые белки — бета-амилоиды. Они откладываются в головном мозге и формируют вокруг нейронов амилоидные бляшки, которые производят сигналы, повреждающие синапсы нейронов. Вследствие этого нейроны теряют возможность взаимодействовать друг с другом, и у пациентов развивается потеря памяти.

Команда ученых из Института медицинских исследований Сэнфорд-Бернэм-Пребис обнаружила, что белок под названием SORLA ограничивает способность бета-амилоида индуцировать сигналы, запускающие процесс разрушения нейронных связей. SORLA воздействует на рецептор EphA4, посредством которого бета-амилоид способствует разрушению синапсов, и уменьшает вредоносные сигналы, исходящие от бета-амилоида.

Ученые также показали в опытах на мышах, что SORLA уменьшает когнитивные нарушения, вызванные бета-амилоидом. Это означает, что болезнь Альцгеймера на ранней стадии можно будет вылечить при помощи лекарств, повышающих уровень SORLA или усиливающих его противодействие EphA4. По словам ученых, в данный момент они ищут лекарства, обладающие подобными свойствами.

Белок SORLA находится в клетках организма, особенно много его в головном мозге. Его основная функция — перенос молекул между разными участками клеток. Ранее ученые уже доказали, что SORLA способен противодействовать выработке бета-амилоида и даже уничтожать бляшки вокруг нейронов.

Результаты исследования опубликованы в журнале The Journal of Experimental Medicine.

Ранее ученые выяснили, что бета-амилоид может образовываться в разных органах и распространяться по организму с током крови.