Ученые ИТМО создали тромборассасывающих «биороботов»

В международной научной лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий» Университета ИТМО разработан новый подход к получению тромборассасывающих средств. Руководитель лаборатории Владимир Виноградов рассказал о том, как приблизить эру «биороботов», которые лечат людей.
Тромб — это сгусток крови. В большинстве случаев тромбины, ферменты в крови, работают на благо: закупоривают раны, останавливая кровотечение. Но они же могут стать причиной опасного образования. Разрушить тромб в сосудах человека помогают особые лекарственные ферменты. Они вступают в реакцию с плазминогеном, превращая его в плазмин, который влияет на лизис («растворение клеток и их систем» — прим. ред) тромба. Однако человеческая иммунная система недоверчиво относится к вводимым ферментам. Поэтому у современных препаратов всего лишь несколько минут, чтобы запустить механизм тромболизиса. По истечении этого времени лекарство нивелируется иммунитетом и перестает работать. Концепция препарата позволяет ферментам гораздо дольше находиться в крови человека и гарантированно достигнуть своей цели — уничтожить тромб, угрожающий его жизни.

В 1990 году профессор Еврейского университета Давид Авнир опубликовал статью, которая стала настоящим прорывом в науке. Он соединил «керамику» и биоматериалы — неорганические и органические вещества в одной структуре. Профессор Авнир разработал специальный подход, в результате которого неорганический материал (он использовал кремнезем, SiO2) «захватывал» ферменты. Представьте себе прочную керамическую клетку (матрицу), в которой заключены живые вещества в полной сохранности. Это значительно повысило стойкость биоматериалов, которые изначально нестабильны. Большинство вакцин и лекарств с ферментами требовали хранения при низких температурах. Теперь их свойства можно сохранить в гораздо менее комфортных для них условиях.

Однако позже он признал, что разработанные биокомпозиты едва ли найдут реальное применение в медицине. Согласно строгим правилам американской организации Food and Drug Administrarion (FDA), которая занимается контролем стандартов пищевых продуктов, косметических средств, лекарств, кремнезем нельзя применять в препаратах, которые вводятся парентерально, то есть в обход желудочно-кишечного тракта. А именно такие лекарства эффективны в лечении тяжелых заболеваний. Так были созданы тромборассасывающие "биороботы".