Найдена вторая мутация, которая защищает от ВИЧ. Правда, у своих носителей она вызывает редкий вид мышечной дистрофии

Ученые из Испании и Бельгии заразили клетки пациентов с мышечной дистрофией вирусом иммунодефицита человека и обнаружили, что в них он размножается гораздо хуже, чем в клетках здоровых людей. Таким образом, мутация в гене, которая вызывает это заболевание, делает своих обладателей устойчивыми к ВИЧ — правда, ценой способности ходить. Это уже вторая подобная мутация, известная ученым.

Самой обсуждаемой мутацией за последний год стала, безусловно, CCR5Δ32. По замыслу руководителя эксперимента Цзянькуя Хэ, она должна была сделать генетически модифицированных девочек, которые появились на свет осенью 2018 года в Китае,  устойчивыми к ВИЧ. Позже появились сведения о том, что подобные исследования готовятся и в России. Одновременно выяснилось, что CCR5Δ32 может влиять на умственные способности и повышать риск смерти. Стало ясно, что эта мутация — не лучший кандидат для того, чтобы остановить распространение ВИЧ, даже если представить себе, что других рисков генетическое редактирование человека само по себе не несет.

Группа исследователей из Испании и Бельгии решила проверить, как связана с инфекцией другая мутация, в гене TPNO3, которая встречается у больных тазово-плечевой мышечной дистрофией. При этом заболевании мышцы конечностей у пациентов постепенно слабеют и могут даже атрофироваться. Как и более известная миодистрофия Дюшенна, тазово-плечевая дистрофия неизлечима, однако она протекает легче: носители могут доживать до старости, а в мягкой форме даже сохраняют подвижность..

Функции белка TPNO3 до конца не изучены, но, судя по всему, он участвует в транспорте других белков из цитоплазмы клетки внутрь ядра. Это важный этап для жизненного цикла ВИЧ: чтобы размножиться, геном вируса должен встроиться в ДНК клетки, а для этого необходимо проникнуть в ядро.

Читайте также: Носители «защитной» мутации от ВИЧ рискуют прожить меньше своих сверстников

Мутация в TPNO3, которая вызывает миодистрофию, делает белок на 15 аминокислот длиннее. Как меняются при этом его функции, не вполне понятно, но, вероятно, транспорт в ядро при этом нарушается, и это могло бы помешать размножению ВИЧ

Ученые работали с семейством испанских пациентов, в котором тазово-плечевую миодистрофию диагностировали уже у 32 человек в шести поколениях. Среди них исследователи выбрали 29 пациентов. Все они были гетерозиготами, то есть один вариант гена TPNO3 у них был здоровым, а другой — мутантным. У них взяли кровь, выделили из нее иммунные клетки и попробовали заразить их частицами ВИЧ. В геном этих частиц ученые встроили ген люциферазы,чтобы клетка светилась  в зависимости от того, насколько активно вирус размножается внутри нее. Контрольной группой в эксперименте стали клетки 34 здоровых доноров крови. Оказалось, что клетки пациентов с миодистрофией светятся гораздо слабее, чем клетки контрольной группы — то есть вирус в них размножается, но гораздо хуже.

Исследователи проверили, что дело именно в транспорте: они сконструировали вирус, который проходил в ядро независимо от TNPO3. Этот вид вируса заразил и контрольные клетки, и клетки пациентов, и размножался в них одинаково интенсивно.

Несмотря на то, что клетки всех пациентов по сравнению со здоровыми клетками гораздо лучше противостояли инфекции, их реакция на вирус была неоднородной: одни светились сильнее, другие слабее. Степень атрофии мышц у таких пациентов тоже различается: у одних симптомы практически не проявляются, а другим тяжело ходить по лестнице и поднимать руки. Видимо, это означает, что в клетке включаются какие-то механизмы, которые компенсируют мутацию, и проявляются они уже индивидуально.

Обнаружение новой мутации может пролить свет на оба заболевания одновременно, ведь ни механизмы размножения ВИЧ в клетке, ни причины развития тазово-плечевой миодистрофии до конца не изучены. Однако едва ли эту мутацию удастся использовать для борьбы с вирусом: слишком большую цену приходится заплатить ее носителям. Впрочем, у пациентов с миодистрофией, судя по всему, страдают только мышцы — по крайней мере, иммунная система у них ничем не отличается от здоровых людей, а судя по новым данным, местами она даже крепче.

Полина Лосева