Томский ученый выяснил, как кипят капли растворов

Ученый Томского политехнического университета показал, как происходит испарение водных растворов солей. Оказалось, что растворы солей испаряются совсем не так, как чистая вода, а в их испарении важную роль играет конвекция, что прежде не учитывалось.

«Испарение воды регулирует теплообмен и в этом качестве используется, например, в биологии. Высококонцентрированные водные растворы соли применяются в химической промышленности и в энергетике, в абсорбционных тепловых насосах. При этом испарение многокомпонентных растворов, в том числе водных растворов солей, изучено слабо. Новые данные, полученные экспериментально, помогут скорректировать модели испарения и повысить эффективность технологических циклов в различных областях энергетики», — рассказал автор исследования, ведущий научный сотрудник кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ТПУ Сергей Мисюра.

В процессе эксперимента ученый осаждал на рабочую поверхность капли воды и водных растворов солей — бромида лития, хлорида кальция и хлорида лития. Начальная температура капель была равна температуре окружающего воздуха, 21 °С, а испарение проводилось при нагреве стенки от 80 до 150 °С.

Оказалось, испарение капель раствора соли принципиально отличается от испарения капли воды при интенсивном пузырьковом кипении. Скорость испарения небольшой капли воды во времени более-менее постоянна. Капля солевого раствора ведет себя совсем не так. Во время кипения раствора меняется концентрация соли, и из-за этого процесс дробится на несколько временных отрезков, в каждом из которых меняется как скорость испарения, так и роль конвекции.

«Концентрация растворов постоянно изменялась, ведь вода испаряется, а соль остается. Эти изменения отражаются на геометрии самой капли и на физико-химических свойствах раствора. Колебания температуры внутри капли и на ее поверхности влияют на теплообмен между поверхностью стенки капли и воздухом.

Возникающее из-за конвекции движение воздуха ускоряет испарение капель с меняющейся концентрацией. Однако этим фактором, как и теплопереносом внутри самой капли, в теоретических моделях до сих пор пренебрегали как несущественным. Мы же показали, что таким образом предполагаемая скорость испарения может быть ошибочно занижена почти в десять раз», — сказал Мисюра.

Предсказание скорости испарения капель солевых растворов необходимо для разработки новых технологий струйной печати и покрытий, медицинской диагностики и охлаждения микроэлектроники.

Статья с исследованием опубликована в журнале Scientific Reports.

Создан эффективный композитный материал-пьезоэлектрик

Российские и немецкие ученые разработали уникальный композитный материал, который обладает одними из лучших на сегодняшний день пьезоэлектрическими свойствами.

Материалы, обладающие пьезоэлектрическими свойствами, чрезвычайно востребованы и находят применение во многих сферах нашей жизни. Большинство людей сталкивалось с пьезоэлектриками лишь в быту, при использовании зажигалок. Но кроме этого пьезоэлектрические материалы широко применяются в современных электронных и технических устройствах. Среди них — акустические преобразователи, микроэлектромеханические системы, элементы памяти, инфракрасные датчики, тепловизоры, гибридные электрические транспортные средства, струйные принтеры, пьезотрансформаторы и устройства хранения энергии.

Все пьезоэлектрики работают по сходному принципу: электрический заряд появляется в момент сдавливания или растяжения материала. Это и называется пьезоэлектрическим эффектом. Один из самых распространенных пьезоэлектриков — цирконат-титанат свинца. Но с недавнего времени разработчики ищут эффективную замену этому материалу, так как он обладает плохой гибкостью и большой массой. А свинец в его составе к тому же представляет еще и экологическую проблему. Поэтому российские инженеры совместно с европейскими коллегами повели работу по разработке нового эффективного пьезоэлектрика с более гибкими свойствами.

За основу будущего пьезоэлектрика ученые взяли полимерные материалы, состоящие из винилиденфторида и трифторэтилена (ВДФ-ТрФЭ). Эти материалы, по словам ученых, имеют высокую степень кристалличности, что приводит к повышению их пьезоэлектрических и пироэлектрических свойств. Чтобы добиться максимального улучшения пьезоэлектрических, диэлектрических и упругих свойств, разработчики смешали полимеры ВДФ-ТрФЭ с несколькими электроактивными наполнителями, такими как кристаллы триглицинсульфата, титанат бария, цирконат-титанат свинца, и рядом сегнетоэлектриков.

Важно было выявить локальные неоднородности, характерные для композитных материалов, так как они могут значительно влиять на их производительность. Зондирование таких неоднородностей было проведено с помощью сканирующей зондовой микроскопии на атомно-силовом микроскопе Университета Дуйсбурга-Эссена (Германия). [ ... ]

Создан источник питания по принципу электрического угря

Американские ученые разработали принципиально новый искусственный источник питания, в основу которого были положены конструктивные особенности строения производящих электричество органов электрического угря.

Электрический угорь — рыба из отряда гимнотообразных. Из-за своей уникальной особенности генерировать электричество она давно привлекает внимание ученых. Органы, вырабатывающие электричество, которое угорь использует для охоты и самозащиты, занимают больше половины тела угря. Сила разряда электрического тока у угря такова, что может парализовать даже такое крупное животное, как лошадь.

Как уже известно, электрический орган — очень сложное устройство, которое появлялось в ходе эволюции параллельно несколько раз у разных видов животных. И строение этих органов у всех носителей примерно одинаково. Они состоят из длинных и тонких клеток электроцитов, которые занимают 80% тела угря и сложены в аккуратные «стопки». На одной стороне электроцита расположены нервные окончания, переходящие в синапсы, на другой — ионные каналы. Под воздействием нервных импульсов на электроците генерируется небольшое напряжение, под воздействием которого ионы натрия проходят сквозь ионные каналы и накапливаются на одной стороне клетки. А движущиеся в обратную сторону ионы калия — на другой. Полученный в результате этого электрический потенциал накапливается в электроцитах, как в батареях, и в нужный момент угорь использует его для разряда.

Взяв это строение за основу, ученые разработали источник питания, в котором производство электроэнергии происходит на основе разности солености в пресной и морской воде. Ученые разделили два отсека с соленой и пресной водой мембраной из гидрогеля, которая проницаема для положительных ионов. В результате чего положительные ионы натрия устремлялись в «пресный» отсек, оставляя в своем отсеке отрицательно заряженные ионы (хлориды). В итоге происходило накопление электрического потенциала — созданная батарея может генерировать электрический ток в 110 вольт.

Теперь исследователи ищут способы улучшить созданную систему. В то время как электрический угорь может заряжать свои электрические органы, искусственная система требует внешнего тока для зарядки. Гидрогелевые мембраны также, по словам ученых, могут быть улучшены — с более тонкими мембранами этот источник питания может быть использован в медицине, в имплантатах, как кардиостимулятор. [ ... ]

Найден новый необычный способ обнаруживать водород

В МИФИ создали прототип устройства, способного обнаружить водород без термохимических сенсоров. Эта новая технология может оказаться безопаснее и эффективнее всех предшествующих.

Смесь водорода с воздухом дает опасную смесь — гремучий газ, производящий мощные взрывы. Именно он, например, считается виновником одного из двух взрывов на Чернобыльской АЭС. Чтобы предупреждать такие взрывы, нужны автоматически срабатывающие сенсоры о наличии водорода в обычном воздухе.

Обычно для этого применяют термохимические сенсоры. В них на поверхности платины в смеси воздуха и водорода протекает возгорание водорода, а горение разогревает платиновую поверхность. Сенсор реагирует на нагрев и сообщает о наличии опасного газа в воздухе. Но, во-первых, это не всегда безопасно (может инициировать взрыв), во-вторых, такие датчики не очень компактны. Авторы новой работы изучили возможности по обнаружению водорода у тонкопленочных металл-оксидных структур, создаваемых на монокристаллических подложках из карбида кремния.

Исследователи нанесли на пластину карбида кремния размерами 15 на 15 миллиметров и толщиной в 0,4 миллиметра две пленки. Первая из них — чувствительный к водороду слой оксида вольфрама в 200 нанометров толщиной. Вторая — платиновая, 10 нанометров толщиной. Ее задача — каталитическое ускорение химической реакции. На тыльной стороне этой второй пластины расположили токосъемный контакт. Нагреватель с исследуемым образцом разместили в камере из нержавеющей стали, где создали воздушно-водородную смесь с контролируемо изменяемой концентрацией водорода.

Между двумя сторонами образца, газочувствительной из оксида вольфрама и подложкой из карбида кремния возникал ток, который был тем сильнее, чем выше поднималась концентрация водорода. Подача водорода в камеру до концентрации в два процента вызывала 15-кратный рост силы сигнала. Это заметно выше отклика такой же газоанализирующей системы, работающей по традиционной схеме. При этом в эксперименте вновь созданная структура из оксида вольфрама и карбида кремния MOSiC функционировала без нанесения каталитического слоя из дорогостоящей платины. Также в отличие от обычного сенсора ей не требовался никакой источник питания. [ ... ]