Томские ученые занялись исследованием прогрессии рака молочной железы

Ученые лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ получили грант на исследования механизмов взаимодействия злокачественных опухолей с иммунной системой человека.

Иммунная система человека не распознает раковую опухоль как цель для уничтожения, потому что она состоит из собственных клеток организма. Кроме того, опухоль способна программировать иммунную систему, и тогда иммунитет помогает ей расти и давать метастазы.

«Большую роль в этом могут играть моноциты и макрофаги — клетки врожденного иммунитета. Моноциты выходят из крови и, попадая в ткани, созревают в макрофаги, обладающие широчайшим спектром регуляторной активности», — цитирует пресс-служба ведущего научного сотрудника лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ Надежду Чердынцеву.

Исследователи из Томска намерены выяснить, какие механизмы регуляции опухолевой прогрессии включаются в условиях химиотерапии у больных раком молочной железы, от которого страдает в среднем каждая 12-я женщина.

Ученые будут исследовать цитокины — специфические белки иммунной системы, с помощью которых клетки взаимодействуют друг с другом. Зная механизмы активации или выключения гена, который кодирует цитокины, можно целенаправленно «включить» тот ген, который запустит нужный цитокин и вызовет правильный ответ иммунной системы на опухоль. Разработки в этом направлении проводят ученые разных стран.

Новый подход к лечению не предполагает отказа от противоопухолевых препаратов. Программирование иммунных клеток в перспективе можно использовать как дополнительный инструмент для повышения результативности химиотерапии и увеличить шансы пациента на излечение.

Над проектом будут работать генетики, онкологи, иммунологи и биоинформатики.

Ранее ученые из Красноярского научного центра СО РАН разработали способ селективного разрушения раковых клеток с помощью теплового воздействия и наночастиц золота.

Средняя продолжительность трудовой жизни в России — около 33 лет

Ученые из Высшей школы экономики опубликовали новые данные о времени пребывания россиян на рынке труда. Оказалось, они работают гораздо меньше, чем европейцы и американцы, и прежде всего — из-за высокой смертности в трудоспособном возрасте.

Под продолжительностью трудовой жизни понимается время пребывания человека на рынке труда — от первой работы до ухода на пенсию либо до смерти. Новое исследование экономистов Елены Варшавской и Михаила Денисенко из Высшей школы экономики показывает, что по этому показателю Россия отстает от многих стран Европы и Северной Америки, и особенно велико это отставание у мужчин.

Ученые исследовали динамику средней продолжительности трудовой жизни с середины прошлого века и до наших дней. Хотя за последние 15 лет эта цифра и выросла, она до сих пор остается относительно низкой: в 2015-м у мужчин она составляла 33,8 года, у женщин — 32,1 года.

Продолжительность трудовой жизни российских мужчин по-прежнему самая короткая из всех изученных стран Европы и Северной Америки и на 11,4 года меньше, чем в лидирующей по этому показателю Японии. Исследователи объясняют ситуацию высокой смертностью россиян в трудоспособном возрасте, особенно среди мужского населения.

Российские женщины же занимают уже не последнее место — меньше их работают жительницы Италии, Польши, Венгрии и Ирландии. [ ... ]

Европейский речной моллюск исчезает из-за изменений климата

Экологи из России, Швеции, Финляндии, Латвии, Норвегии и Австрии выяснили, что один из речных европейских моллюсков находится под угрозой исчезновения, а характерное строение его раковины можно использовать для отслеживания изменения климата.

Европейская, или обыкновенная, жемчужница (Margaritifera margaritifera) относится к виду двустворчатых моллюсков из отряда Unionoida. Она распространена в странах Европы, обитая в пресных реках. Ранее жемчужница была объектом промысла добытчиков речного жемчуга по всей Европе. В начале 2000-х годов этот моллюск попал в поле зрения геронтологов: оказалось, что он очень долго живет — более 200 лет. Российский биолог Валерий Зюганов выдвинул гипотезу, что это может быть связано с экстремальными условиями жизни северных моллюсков, что «отбраковывает» слабых особей и делает жемчужниц долгоживущими.

Но сегодня, как отмечают экологи, европейские жемчужницы резко сократили свою численность во всех местах обитания и находятся под угрозой исчезновения. Чтобы выяснить его причины, команда ученых провела большое исследование, длившееся 15 лет. В ходе него ученые детально проанализировали 3279 раковин жемчужницы, собранных из 50 рек по всей Европе. Были изучены старые музейные раковины, собранные в XIX и начале XX века, и моллюски из современных популяций.

Оказалось, что выпуклость раковины (т.е. отношение ее ширины к длине) у современных жемчужниц отличается в зависимости от их места обитания. У более южных моллюсков раковина более выпуклая и утолщенная, чем у северных. Но когда ученые измерили этот показатель у жемчужниц, собранных 100 и более лет назад, оказалось, что выпуклость раковин раньше у всех была одинаковой. Анализ строения австрийских горных жемчужниц показал четкую зависимость выпуклости раковины от температуры воды в реке: чем холоднее была вода, тем выпуклость меньше.

Обыкновенная жемчужница. Фото: mayfly88 / inaturalist.org

Российские ученые создали жидкие кристаллы для 3D-технологий

Ученые из Физического института РАН создали жидкие кристаллы, из которых можно сделать ЖК-дисплеи высокого качества для 3D-изображений.

Жидкие кристаллы — особая форма материи, которая обладает свойствами как жидкого, так и твердого тела. Под действием электрического поля молекулы этого вещества различным образом ориентируются в пространстве, благодаря чему могут создавать пиксельное изображение. Открыты жидкие кристаллы были еще в конце XIX века, но только в середине XX столетия вернулся интерес к ним, когда ученые обнаружили важнейшее свойство — способность жидких кристаллов менять цвет под действием температуры.

Большинство современных ЖК-дисплеев (свыше 70%) делают из нематических жидких кристаллов. Они представляют собой параллельные нити, которые под воздействием электрического поля скользят вверх и вниз. У таких жидких кристаллов отсутствует порядок в расположении центра тяжести молекул, которые непрерывно скользят в направлении своих осей и вращаются вокруг них.

Нематики относительно медленно восстанавливают свое начальное состояние после прекращения электрического импульса — меняют свое положение не чаще 140—160 раз в секунду. Этого достаточно для 2D-дисплеев, но для создания трехмерных изображений нужна большая скорость.

Сотрудники ФИАН создали материал, принадлежащий к классу смектических ЖК с сегнетоэлектрическими свойствами. Смектические кристаллы устроены более сложным, «слоистым» образом. У сегнетоэлектриков же при определенной температуре происходит поляризация — смещаются заряды. Благодаря сочетанию этих свойств время реакции молекул на электрическое поле уменьшается в двадцать раз — с 1 миллисекунды до 50 микросекунд, а частота кадров на экране увеличивается до 3,2 тысячи в секунду. [ ... ]