Токсикологи сравнили вред от курения «нагревателей табака» с сигаретами и вейпом. И не нашли особенных отличий (18+). Ученые утверждают, что впервые продемонстрировали: IQOS так же губителен для клеток легких человека, как вейп и курение сигарет

Австралийские ученые представили данные сравнительного токсикологического исследования традиционных сигарет, вейпа и недавно появившихся систем нагревания табака (HnB). Последние преподносятся на рынке как наиболее безопасная альтернатива курению табака — за счет того, что табак в таких устройства не горит, а только нагревается. Однако новые данные этого не подтверждают.

18+ (материал для лиц старше 18 лет), курение вредит вашему здоровью (прим.ред.)

Дым обычных сигарет и пар систем нагревания табака оказались одинаково токсичны для клеток бронхов и легких. При этом, как утверждают ученые в статье, опубликованной в журнале ERJ Open Research, пока нельзя сделать выводы о разнице последствий этих трех видов курения в долгосрочной перспективе в силу отсутствия соответствующих наблюдений.

За последнее десятилетие рынок предложил курильщикам сразу две альтернативы традиционным сигаретам. И электронные сигареты (вейп), и системы нагревания табака позиционируют себя как менее вредные для здоровья. Действие первых основано на нагревании специальной жидкости и вдыхании ее паров, второй — на нагревании табака. Об эффекте вейпа уже появился ряд исследований, оценивающих их вред для здоровья. Про системы нагревания табака — в силу их новизны — пока практически нет данных. При этом одно из немногочисленных исследований показало, что более половины людей, заинтересованных в IQOS, раньше никогда не курили, что, по мнению авторов статьи, прежде всего, конечно, связано с особенностями маркетинговой кампании продукта как безвредного.

В новом эксперименте ученые использовали клетки бронхиального эпителия человека и первичные клетки гладкой мышцы дыхательных путей человека. В здоровых легких клетки эпителия действуют как преграда для любых чужеродных частиц, попадающих в дыхательные пути. А клетки гладкой мышцы работают как каркас, поддерживают структуру дыхательных путей. На образцы воздействовали паром от электронных сигарет с содержанием никотина в жидкости 1,2%, дымом, вырабатываемым прибором IQOS (содержание табака 1,4 мг), и дымом от традиционных сигарет с содержанием никотина 1,2 мг. Все вещества ученые подготовили в нескольких концентрациях — от 0,1 до 10%. Спустя 72 часа исследователи замерили несколько показателей, используемых для определения токсичности воздействия.

В частности, на обоих типах клеток было показано, что воздействие сигарет и IQOS приводит к снижению общей жизнеспособности клеток более чем в два раза при 10-процентной концентрации в сравнении с контрольным экспериментом без всякого воздействия. Также в клетках возросло высвобождение лактатдегидрогеназы — фермента, высокое содержание которого связывают с патологическими процессами в клетках: в среднем примерно в полтора раза — при воздействии IQOS в максимальной концентрации, чуть больше — у сигарет. Наконец, возрос уровень окислительного стресса в клетках, то есть снизилось качество клеточного дыхания: при максимальной концентрации у систем нагревания табака и сигарет он был почти в два раза больше, чем в норме, и в полтора раза — у вейпа.

Как влияет на клетки бронхиального эпителия (Bess-2B) и первичные клетки гладкой мышцы (ASM) дым сигарет (CSE), пар вейпа (eCig) и пар IQOS в четырех концентрациях по семи параметрам. Sukhwinder Singh Sohal et al. / ERJ Open Research / CC BY 4.0

«Мы впервые продемонстрировали, что IQOS так же губителен для клеток легких человека, как вейп и курение сигарет», — пишут авторы.

Как пишут авторы работы, наносимые дымом всех трех типов повреждения клеток могут привести к прогрессивным патологическим процессам в тканях легких и в итоге к таким заболеваниям, как пневмония, хроническая обструктивная болезнь легких и рак легких.

Евгения Береснева