Титанозавра вычислили по позвонкам

Фрагмент позвоночника указал исследователям на существование нового вида травоядного динозавра — земляка революционера Ульянова-Ленина.
Примерно так мог бы выглядеть волготитан (Volgatitan simbirskiensis) Иллюстрация: Kostyantyn Ivanyshen / Shutterstock
Примерно так мог бы выглядеть волготитан (Volgatitan simbirskiensis)
© Иллюстрация: Kostyantyn Ivanyshen / Shutterstock

Палеонтологи из Санкт-Петербурга и Ульяновска изучили позвонки крупного динозавра мелового периода, найденного ранее в Ульяновской области, и обнаружили, что он относится к крупным титанозаврам. Открытие вида Volgatitan simbirskiensis (волготитан симбирский) в сочетании с датировкой останков привело к довольно неожиданным выводам. Из них следует, что в значительной степени эволюция титанозавров протекала не в Южной Америке, как считалось ранее, а в Северном полушарии Земли. Соответствующая статья опубликована в Biological Communications.

Хвостовой позвонок Volgatitan simbirskiensis в различных проекциях. Александр Аверьянов и Владимир Ефимов

Находки, изученные учеными, были сделаны в районе поселка Сланцевый рудник близ Ульяновска еще в 1980-х годах. Это семь позвонков значительных размеров. Однако их научное описание было проведено только сейчас, и лишь оно позволило уверенно заявить об открытии нового вида и рода динозавров. Особенно необычным волготитана делает то, что он, судя по позвонкам, принадлежит к группе (кладе) динозавров Lognkosauria. До сих пор все известные ее виды и роды обнаруживались только в Южной Америке — симбирский волготитан — первый из известных европейских Lognkosauria.

Авторы новой работы отмечают что, судя по полному развитию позвонков и их дуг, изученные останки принадлежат взрослой особи титанозавра массой около 17,3 тонны. Слой, из которого извлечены позвонки, датируется примерно 130 миллионами лет назад. Это делает его заметно меньше известных южноамериканских родственников, весивших 60-70 тонн и живших менее ста миллионов лет тому назад.

Находка нового вида, полагают исследователи, указывает, что Lognkosauria изначально были распространены и в Гондване, и в Лавразии (северные и южные суперконтиненты мелового периода, позднее разделенные морем Тетис). Однако, по всей видимости, было это еще в раннем меловом периоде. А к позднему мелу они вымерли везде, кроме оказавшейся уже тогда сильно изолированной Южной Америки.

К сожалению, облик данного титанозавра в деталях неясен: кроме позвонков ничего не сохранилось. По аналогии с его более поздними и массивными родственниками он должен был быть четвероногим, обладать длинной шеей и хвостом. Считается, что титанозавры питались как высоко расположенной растительностью (листьями и/или плодами деревьев), так и более низкоярусной. На данный момент не вполне ясно, насколько часто взрослые особи столь массивных существ могли становиться жертвами динозавров-хищников.