Химики придумали бактерию, которая могла бы выжить на Титане

Химики смоделировали мембрану одноклеточного существа, которое могло бы выжить в метановых озерах спутника Сатурна — Титана.
Для земных организмов условия там невыносимы: воды нет, вместо нее — озера жидкого метана, атмосфера не похожа на земную и состоит преимущественно из азота, а температура на поверхности — около минус 170 градусов по Цельсию. Астробиологи, занимающиеся поиском жизни на других планетах, такие суровые условия обычно не рассматривают и ищут планеты, на которых возможна вода, причем в жидком состоянии.

«Мы не биологи и не астрономы, но у нас есть подходящие инструменты. Возможно, нам это даже помогло, потому что у нас не было заранее заданных представлений о том, из чего должна состоять клеточная мембрана. Мы просто работали с компонентами, которые там (на Титане) есть, и задались вопросом, что из них можно сделать», — объясняет Полетта Клэнси (Paulette Clancy) из Корнелльского университета, чьи слова приводятся на сайте университета.

Мембрана клеток земных живых организмов состоит из фосфолипидов — жиров и подобных им веществ. Она отделяет внутренние структуры клетки от внешней среды. Похожие мембраны, только пустые, самопроизвольно образуются в смеси фосфолипидов с водой. Такие жировые капли называются липосомами.

Клэнси и ее коллеги моделировали клеточную мембрану, которая могла бы самопроизвольно собираться из тех веществ, что есть на Титане: азота, углерода и водорода. По аналогии с липосомами ее назвали азотосомой. Лучше всего себя зарекомендовала мембрана из акрилонитрила — жидкого ядовитого органического вещества, которое применяется при производстве синтетических волокон и резины. Акрилонитрил есть в атмосфере Титана.

Мембрана получилась одновременно прочной и гибкой — у мембран живых клеток точно такие же свойства. В дальнейших планах исследователей — посмотреть, как она будет вести себя в метановой среде и можно ли найти аналоги основным клеточным функциям для клетки с такой мембраной.

Научная статья Клэнси и ее коллег опубликована в журнале Science Advances.