Найдены гены, благодаря которым тибетцы адаптировались к высокогорью

Китайские и австралийские ученые обнаружили гены, благодаря которым жители Тибета хорошо переносят тяжелые условия высокогорья.

Обычный неподготовленный человек плохо переносит условия высокогорья, где в атмосфере меньше кислорода. Постоянные тренировки позволяют альпинистам совершать восхождения высоко в горах благодаря временному повышению уровня гемоглобина, который переносит кислород по телу. Известно также, что жители высокогорных районов, к примеру в Андах, также вырабатывают в организме больше гемоглобина, что помогает им жить в горах. Но тибетцы, живущие на высоте 5000 метров над уровнем моря на Тибетском плато, каким-то образом адаптировлись к неблагоприятным условиям, не повышая уровень гемоглобина.

Ранее ученые уже смогли обнаружить два гена, которые частично объясняют эту способность тибетцев. Это гены EGLN1 и PPARA, благодаря которым организм жителей Тибета очень эффективно использует кислород без повышения уровня гемоглобина. Причем позже выяснилось, что один из «высотных» генов, EGLN1, тибетцы унаследовали от денисовцев, живших на территории Сибири 40 000 лет назад.

В новом исследовании ученые продолжили поиск генов, позволяющих тибетцам переносить условия разреженной атмосферы. Они проанализировали геномы 3008 тибетцев и 7287 жителей не высокогорных районов Восточной Азии. После геномного анализа ученые обнаружили девять «высотных» генов, характерных исключительно для тибетцев, особенности которых и позволяют им жить в условиях высокогорья. Это два уже известных ранее гена, EPAS1 и ELGN1, которые помогают бороться с гипоксией, и семь вновь обнаруженных: MTHFR, RAP1A, NEK7, ADH7, Fgf10, HLA-DQB1 и HCAR2.

Ген ADH7 помогает тибетцам поддерживать нормальную массу тела даже при скудном питании, снижая их обмен веществ. Ген MTHFR стимулирует выработку фолиевой кислоты, которая быстро разрушается в организме под действием высоких уровней ультрафиолетового излучения, характерных для высокогорья. HLA-DQB1 принадлежит к семейству генов, которые участвуют в синтезе белков, играющих важную роль в работе иммунной системы, которая также испытывает повышенную нагрузку в разреженной атмосфере. Кроме этого, исследователи также смогли обнаружить, что тибетцы отделились в процессе эволюции от своих ближайших родственников, народности хань, около 4700 лет назад. Эти данные подтверждаются археологическими находками — остатками первых тибетских поселений, возникших около 5000 лет назад.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America.