Старые оленихи знают, как обхитрить охотников

Фото: skeeze / pixabay / CC0

Ученые из Швеции, Канады и Германии выяснили, что оленихи обучаются по мере взросления. Животные знают, когда начинается охотничий сезон, и по-разному прячутся от охотников с луком и от тех, у кого есть ружье.

В предыдущих исследованиях благородных оленей Cervus elaphus ученые выяснили, что поведение животных, которые смогли дожить до старости, отличается от того, как ведет себя молодняк. Ученые обратили внимание, что старые олени стараются двигаться небыстро и держатся лесов и пересеченной местности, крутых подъемов и спусков. Как итог, дожив до 9−10 лет олени уже практически никогда не становятся жертвой охотников, в отличие от молодых особей, которые не избегают открытых пространств и передвигаются быстрее.

Ученые задались вопросом: выживают ли те животные, которые осторожны и трусоваты от рождения, или же самые способные к обучению? Для того чтобы получить ответ, они провели исследование в провинциях Альберта и Британская Колумбия в Канаде. С помощью ошейников с GPS-трекерами исследователи в течение шести лет наблюдали за передвижениями 49 олених в возрасте от 2 до 20 лет для того, чтобы узнать, меняется ли с годами поведение животных. Самок решили изучить потому, что они гибнут от рук охотников примерно втрое реже самцов. Также, по словам ученых, самки живут группами, и даже если одну подстрелят, другие смогут получить опыт.

В Канаде существуют отдельные сезоны охоты для лучников и для стрелков с ружьями. Охота с луком разрешена с начала сентября до конца октября, а затем открывается сезон охоты с ружьем, который открыт до конца ноября — начала декабря. Оказалось, что оленихи тоже осведомлены о таких порядках, по крайней мере, так можно заключить по их поведению.

Ученые обнаружили, что более старые животные стараются держаться пересеченной местности, причем их поведение меняется именно в сезон охоты. В сезон охоты с луком они больше передвигаются по склонам, возможно потому, что лучник опасен для оленя, только если приблизится незамеченным примерно на 50 метров, что по крутому склону. С другой стороны, олень на склоне — отличная мишень для охотника с винтовкой. Но в огнестрельный сезон оленихи меньше передвигались по склонам, предпочитая лес.

Наблюдения показали, что все эти тактики животные приобретают с возрастом: заметные изменения поведения были уже у четырехлетних олених. Исследователи считают, что животные обучаются, и охотник, который играет роль фактора среды, приводит к отбору не только осторожных от рождения особей, но и тех, которые учатся лучше других. По словам ученых, будущие исследования должны выявить связь между свойствами психики отдельных особей и их способностью менять свое поведение в ответ на изменения условий среды.

Исследование описано в журнале PLoS ONE.

Обучение продлевает жизнь и людям, хотя и по другим причинам. Читайте об этом на «Чердаке».