«Тетрис» помогает забыть о плохом

Ученые из Великобритании, Швеции и Германии обнаружили, что «Тетрис» помогает избавиться от травматических воспоминаний, если успеть поиграть в него в первые часы после травмирующего события.

Посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР, — это расстройство психики, которое может возникнуть у человека, пережившего травмирующую ситуацию, например автомобильную аварию или боевые действия. Одно из проявлений этой болезни — навязчивые болезненные воспоминания, которые, по словам пациентов, возникают спонтанно и похожи на фотографии или клипы, которые показывает больным их память.

Навязчивые воспоминания могут преследовать человека с ПТСР в течение долгих месяцев, и, по словам ученых, все терапевтические методы, которые есть сейчас, либо не слишком эффективны, либо попросту недоступны для большинства пострадавших.

В попытках найти новое средство подавления навязчивых воспоминаний ученые исходили из современных представлений о консолидации памяти, то есть о процессе перехода краткосрочной памяти в долгосрочную. Исследователи говорят, что существует «окно» — период времени после события, в который можно успеть вмешаться в процесс консолидации и нарушить его, таким образом хотя бы частично избавив человека от прокручивания в памяти травмирующего события.

Также известно, что одни визуальные воспоминания лучше всего разрушать другими визуальными воспоминаниями — в конкуренции за ограниченные когнитивные ресурсы неприятные воспоминания могут и проиграть.

Чтобы выбить клин клином, ученые решили использовать то, что может занять место травмирующих образов, и испытали «Тетрис». По их мнению, эта игра поглощает внимание визуально-пространственными задачами и способна вытеснить навязчивые воспоминания.

Для проверки идеи ученые провели эксперимент, в котором участвовал 71 пациент, попавший в больницу после автомобильной аварии и у которого были симптомы ПТСР. Пациентов случайным образом разделили на две группы — контрольную и экспериментальную. Пациенты из экспериментальной должны были от 10 до 20 минут играть в «Тетрис», а участники из контрольной — просто в течение того же времени письменно изложить то, что происходило с ними в больнице после аварии. Затем в течение недели все участники эксперимента вели дневник, в котором каждый день отмечали все случаи навязчивых воспоминаний о происшествии.

Анализ дневников показал, что у тех, кто играл в «Тетрис», вероятность отсутствия навязчивых воспоминаний за неделю возросла с 13,8% до 59,3%, а у членов контрольной группы с 1,5% всего лишь до 5,6%. Это значит, что в экспериментальной группе не только было меньше травматических воспоминаний в первый же день, но еще и заметно снизилось их количество за неделю, в отличие от контрольной, где картина почти не изменилась за все время.

Ученые считают, что с помощью «Тетриса» можно эффективно помочь пациентам избежать запоминания травматического события, пока они находятся в отделении неотложной помощи в первые часы после происшествия. Впрочем, ученые считают, что некоторые воспоминания о травмирующем событии все-таки нужны, например для дачи показаний. Кроме того, ученые напоминают, что «Тетрис» не лечит от ПТСР, а всего лишь может снять один из симптомов. По мнению исследователей, для этой цели даже не обязательно использовать именно «Тетрис» — должен подойти любой другой способ «нагрузить» мозг решением визуально-пространственных задач, который вытеснит из памяти травмирующие образы.

Исследование описано в журнале Molecular Psychiatry.

Ранее ученые из Массачусетского технологического института выяснили, почему хронический стресс способствует развитию посттравматического стрессового расстройства.

Предприниматели любят свой бизнес родительской любовью

Группа ученых из нескольких университетов Финляндии выяснила, что предприниматели любят свой бизнес так же, как родители любят своих детей.

Существует обыденное представление, что человек относится к собственному делу как к родному ребенку — болеет за него, считает самым лучшим, посвящает ему много времени и сил в ущерб себе. Многочисленные исследования показали, что основатели и владельцы бизнесов часто относятся к ним эмоционально, и эти эмоции влияют на принятие управленческих решений. Финские ученые решили проверить экспериментально, действительно ли предприниматели относятся к бизнесу как к детям.

Для этого провели эксперимент, в котором участвовали 42 мужчины. Половину участников составляли преуспевающие предприниматели, другую половину — мужчины, недавно ставшие отцами, без опыта предпринимательской деятельности.

Сначала участников просили пройти несколько психологических тестов, чтобы определить уровень их эмоциональной близости с ребенком/фирмой: опросник на выявление интенсивности аффектов (AIM); графический опросник IOS Арона, состоящий из семи пар дифференциально пересекающих кругов, где испытуемым было предложено выбрать пару, которая наилучшим образом описывала их отношения с ребенком/предприятием; тест диспозиционного оптимизма (LOT-R) и другие. Также испытуемых попросили оценить по пятибалльной шкале степень присутствия во взаимоотношениях с ребенком или предприятием (в зависимости от того, к какой группе принадлежали участники) таких характеристик, как близость, страсть, преданность. В последней анкете респонденты определяли шансы своего ребенка/предприятия на успех в сравнении с другими детьми/предприятиями и отвечали, как часто им приходилось жертвовать своими нуждами ради ребенка/компании.

Затем испытуемых помещали в фМРТ-сканер и показывали им фотографии. Отцам — изображения их детей и знакомых детей. Предприниматели видели изображения своей фирмы (логотип, ключевые сотрудники фирмы) и другой компании, но не прямого конкурента. Участников просили сосредоточиться на просмотре изображения и думать о событиях, связанных с представленной картинкой. [ ... ]

Горечь неудачи прячется за английским местоимением

Англоговорящие люди чаще используют местоимение «ты», чем «я», когда рассказывают об уроках, вынесенных из неудачного опыта, выяснили ученые из Мичиганского университета.

В современном английском языке местоимения «ты» и «вы» обозначаются одним словом «you». Оно используется не только для обращения к конкретным людям, но и для обозначения абстрактного лица при озвучивании правил, норм поведения, пословиц, вечных истин: «You win some, you lose some» («Не знаешь, где найдешь, где потеряешь). Если в предложении местоимение «you» относится не к конкретному человеку, а к абстрактному лицу или группе лиц, то классифицируется как «generic-you». В русском языке в таких случаях обычно употребляются глаголы второго лица единственного числа настоящего времени, без местоимения.

Психологи из Мичиганского университета выдвинули гипотезу: люди чаще используют местоимение «вы/ты» для описания выводов из своего негативного опыта, что позволяет дистанцироваться от своих переживаний.

Чтобы проверить гипотезу, ученые провели шесть экспериментов. В первых трех испытуемые заполняли опросники, затем ученые определяли, в каких ситуациях люди используют местоимения «ты/вы» в качестве безличных. Оказалось, что чаще всего местоимение употребляется для выражения норм и правил, чем для высказывания личных предпочтений.

Затем ученые решили выяснить, возможно ли, что при озвучивании личных суждений, отражающих неудачный жизненный опыт, люди используют также местоимение «you». Для этого участников эксперимента (89 человек) разделили на две группы. Первую группу попросили вспомнить неприятный случай из жизни и написать о нем. Второй группе дали задание поделиться каким-нибудь опытом из прошлого. Оказалось, что больше половины участников первой группы (56%) использовали местоимение «you» по крайней мере один раз, по сравнению с группой, которая описывала нейтральные воспоминания (6%). [ ... ]

Нехватка сна мешает увидеть счастье или грусть на лице собеседника

Ученые из США выяснили, что люди, которые не спали ночь, хуже узнают выражение счастья или грусти на лице человека.

Как показывают предыдущие исследования, нехватка сна изменяет эмоциональный отклик на то, что видит человек. Ученые также выяснили, что депривация, то есть лишение сна, меняет человеческое способности к распознаванию эмоций другого человека по его мимике.

Чтобы выяснить, как именно бессонница влияет на способность определять эмоции по выражению лица, ученые провели эксперимент, в котором группу людей из 29 мужчин и 25 женщин подвергли (за вознаграждение) депривации сна, то есть заставили не спать ночь.

Участники эксперимента выспались для контроля, прошли тест на распознавание лиц, затем не спали сутки и прошли тест снова. После этого они проспали 12 часов и прошли тест еще раз.

Тестовое задание было основано на серии снимков, сделанной для исследований еще в 1976 году и содержащей изображения следующих шести эмоций — счастья, удивления, страха, печали, отвращения и гнева. Ученые усложнили задание и морфировали лицо на снимках так, что между фотографиями, изображавшими разные эмоции, не было четкой разницы — например, один снимок был на 10% грустным, на 90% отражающим отвращение. Всего участникам показали серию из 120 фотографий, каждую из которых они должны были обозначить как выражающую одну из шести эмоций. [ ... ]