Течь в Марианской впадине оказалась вчетверо больше, чем ожидалось

Благодаря новым сейсмическим данным геологи выяснили, что за год из впадины утекает в недра Земли свыше ста тонн воды на метр разлома

Как оказалось, прошлые исследования давали число примерно в четыре раза меньшее, чем показало новое исследование.

Уточненная оценка выглядит так: 94±17 тераграммов на метр погонный за миллион лет. В более привычных единицах это даст от 77 до 111 тонн на каждый метр разлома в год.

По меркам планеты в целом такой отток воды из океана незначителен, однако попадание воды вглубь мантии бесследно не проходит. Вода, даже оказавшись химически связанной с горными породами, затем должна выйти на поверхность, а это означает, что она каким-то образом оказывается в составе извергаемого вулканами вещества. Более точные представления о геологических процессах в тех местах, где океаническая кора медленно погружается на десятки километров, могут способствовать пониманию глобального круговорота воды. И, не исключено, вулканической активности.

На Ямале обнаружили первый на Земле ледяной вулкан

До сих пор считалось, что криовулканы существуют только на Церере или Марсе, но не на нашей планете.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова изучили обнаруженную на Ямале крупную воронку (диаметр более 20 метров), имевшую неясное происхождение. Оказалось, что она образована не прорывами подземного метана, а из-за процессов криовулканизма, которые, как считалось ранее, существуют лишь на некоторых планетах Солнечной системы. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

В последние четыре года на Ямале находят все больше загадочных воронок, часто довольно большого диаметра. До недавнего времени их происхождение оставалось загадкой. Считалось, что это результат прорывов метана из-под земли, следы своего рода взрывов. Метан, согласно этим гипотезам, мог попасть туда из глубоких подземных месторождений вследствие протаивания прилегающего грунта из-за глобального потепления.

Однако авторы новой работы подошли к проблеме со свежим взглядом. Они изучили признаки промерзания грунтов и структурные особенности льда, встречающиеся в породах близ воронки. Кроме того, они детально исследовали состав талой воды, скапливающейся в воронке, и спутниковые снимки местности до ее образования и после.

Выяснилось, что на самом деле картина взрыва не имеет ничего общего с прорывом метана из подземных месторождений. На снимках за считанные годы перед образованием воронки на ее месте был бугор — выступ, нетипичный для равнинной тундры. Сопоставив это явление с данными анализа самой воронки, авторы работы пришли к выводу, что она возникла в результате ранее неизвестных процессов, которые они назвали криовулканизмом — по аналогии со сходными процессами, идущими на других небесных телах. Следует отметить, что ямальский криовулканизм — биогенного происхождения, что отличает его от абиогенного криовулканизма на иных планетах Солнечной системы. [ ... ]

Под землей скрывается огромный «океан» бактерий и архей

По оценкам ученых, общая масса жизни в недрах Земли в 300 раз больше, чем масса всех людей на планете

Ученые из международной коллаборации Deep Carbon Observatory сообщили о результатах своей работы по исследованию жизни в недрах Земли. Результаты работы, которая велась с 2007 года, показали, что глубоко под землей существует жизнь, распространенная по всей планете.

Ученые обобщили данные почти 200 исследований о пробах с глубины 2,5 км в океанах и 5 км на материках и примерно оценили количество подземной биомассы. По их прикидкам вышло, что организмы, которые живут на глубине, весят от 15 до 23 миллиардов тонн в совокупности, что в среднем в 300 раз больше, чем весят все люди на планете, или столько же, сколько 120 миллионов голубых китов (популяция голубых китов на Земле сейчас составляет около 10 тысяч особей). Это, ни много ни мало, примерно ⅓ от всей биомассы нашей планеты. Количество живых клеток всей этой живой горы — от 2 до 6×1029, а населяют они пространство объемом от 2 до 2,3 миллиарда км3 — это вдвое больше объема Мирового океана.

Подавляющая часть всей этой астрономической массы приходится на прокариоты — одноклеточные организмы, у которых нет ядра. В основном на глубине живут бактерии и археи, присутствуют и вирусы. Видовое разнообразие подземных микробов, как считают ученые, при этом не уступает тому, что есть среди их собратьев, живущих на поверхности, а то и превосходит его. Образцы, взятые в разных точках Земли, показали, что повсеместно под поверхностью планеты живут в основном одни и те же группы, причем некоторые из них встречаются в самых неожиданных местах.

Так, исследование 2015 года в рамках все той же коллаборации показало, что бактерии, найденные на глубине 2,5 км подо дном северо-западной части Тихого океана, больше похожи на микробиоту, которая живет в заурядных лесных почвах, а не на тех бактерий, что живут на дне все того же Тихого океана.  При этом надо отметить, что и живут они в основном в слоях, богатых лигнитом, то есть окаменевшими остатками деревьев.

То, в чем живут эти микробы, десятки миллионов лет назад было лесом. [ ... ]

Озеро Большое Щучье лежит не так далеко от Северного Ледовитого океана и имеет площадь в 12 квадратных километров при глубине до 136 метровМихаил Александр / wikimedia commons

Уральское озеро указало на существование «оазиса» ледникового периода

Анализ донных отложений Большого Щучьего озера показал, что в последнюю ледниковую эпоху Заполярный Урал не был покрыт ледником даже на максимуме оледенения

Норвежские ученые проанализировали донные отложения озера Большое Щучье — глубочайшего из уральских озер — и выяснили, что в Заполярном Урале в последний ледниковый период существовал «оазис» — область, не скованная льдом. Новые данные объясняют, почему здесь жили люди в эпоху, когда куда более южные земли современной России были покрыты километровым ледником.

Ученые собрали образцы бурения осадочных пород озера Большое Щучье, расположенного севернее полярного круга, в арктической части Урала. Взятые ими образцы надежно датированы радиоуглеродным методом и содержат хронологически непрерывно слои за последние 24 000 лет (общая толщина изученного слоя — 24 метра). Это значит, что они относятся к периоду начиная с момента последнего ледникового максимума — времени, когда продвижение ледников на юг было максимальным. Тогда на Восточно-Европейской равнине ледник примерно километровой толщины продвинулся до юга современной Московской области.

Как показал анализ, даже в наиболее холодный период, 24,9—18,7 тысяч лет назад, в донных отложениях озера сохранялась сезонная слоистость. Это типично для открытых водоемов, у которых нет постоянной ледовой корки. То есть если Большое Щучье и замерзало зимой, то к лету оттаивало. Таким образом, вся эта область была свободна от ледника, что указывает на сравнительно теплый (по меркам ледникового максимума) климат.

В то же время в прибрежных районах озера следы периодического наступления масс льда присутствуют. Авторы полагают, что это были локальные небольшие ледники с прилегающих к водоему гор.  Лишь около 14,35 тысячи лет назад ситуация меняется и льды явно уходят из окрестностей озера. Как раз в это время происходит и общее отступление ледника. Интересно, что за весь последующий период, несмотря на отдельные периоды возврата холодного климата (ранний дриас), никаких следов возвращения льдов нет — видимо, они не успевали подступить к озеру с ближайших гор за периоды относительно кратких похолоданий.

Новые данные важны тем, что это первый набор непрерывных хронологических сведений о климате данного региона. Вообще, азиатская часть российской Арктики с точки зрения климатологии — недостаточно изученный регион, потому что донные озерные отложения, часто используемые как важный источник, тут во многих местах прерывались (в период передвижений масс льда подошвы ледников сильно перемещали и перемешивали донные отложения).  [ ... ]