Цепочки фекалий оказались древнейшими на Земле скелетными организмами

Палеопасцихниды вовсе не следы жизнедеятельности древних живых организмов, а сами древние организмы, причем, возможно, еще не вымершие.

Ученые из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН, Института геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого Уральского отделения РАН и Новосибирского государственного университета совместно с коллегами из Великобритании и Франции доказали, что палеопасцихниды — древнейшие носители макроскелетов среди всех известных организмов Земли. Соответствующая статья опубликована в Precambrian Research.

Исследователи изучили более сотни ископаемых останков Palaeopascichnus linearis (палеопасцихнусы линейные из группы палеопасцихнид), найденных на Оленекском поднятии северо-востока Сибирской платформы. Кроме того, они привлекли для сравнения и ранее найденные другими научными группами образцы — с Белого моря, Украины, из Австралии и Канады. Возраст изученных образцов составил от 543 до 549 миллионов лет, однако известно, что палеопасцихниды встречались в более широком хронологическом диапазоне (550—540 миллионов лет назад) в разных регионах планеты.

Фото: Антоном Колесников / «Наука в Сибири»

Внешне окаменелости палеопасцихнид выглядят как набор овалов, соединенных между собой в цепочки. Долгое время считалось, что это следы неизвестных древних организмов на морском дне или их фекалии. Однако, сделав тонкие спилы поперек цепочек овалов (их размер — до 11 миллиметров), а затем изучив полученные срезы под микроскопом и с помощью томографии, авторы убедительно показали, что это не так. Между овалами удалось найти следы склеивания, а сами стенки отдельных «овалов» оказались сложенными из содержащего кальций крупнозернистого материала. Таким образом, на самом деле это был внешний экзоскелет макроскопического организма. До сих пор древнейший известный палеонтологам макроскелет датирован 541 миллионом лет.

Помимо этого, авторы работы опубликовали в том же номере Precambrian Research еще одну статью, в которой разбирают находку орбизианы (род Orbesiana), сделанную основателем изучения эдиакарской биоты Борисом Соколовым в 1976 году в ходе бурения под Москвой. Находка считалась пропавшей и известной лишь по краткому описанию Соколова, классифицировавшего ее как водоросль. Исследователям ископаемое попало в руки довольно случайным образом: семья покойного при разборе его вещей обнаружила коробочку с единственным экземпляром орбизианы и передала ее ученым. Те подвергли ископаемое детальному изучению под микроскопом и пришли к выводу, что это вовсе не водоросль, а, скорее всего, еще одна группа палеопасцихнид. Их отличие от палеопасцихнусов из первой работы сводится к тому, что палеопасцихнусы строили свои макроскелеты из однорядных цепочек овальных камер, а орбизианы — из многих рядов отдельных камер, образующих спирали — пенообразные скопления неправильной формы — или просто множественные цепочки.

Орбизианы сходны с палеопасцихнусами, но, в отличие от них, формировали не однорядные цепочки овальных камер, а многорядные, часто еще более сложной формы, чем на этом фото. Фото: Антоном Колесников / «Наука в Сибири»

Интересно, что авторы обеих работ предполагают, что палеопасцихниды, вообще говоря, могут быть не вымершей группой, а вполне здравствующей. Они обращают внимание на крупных современных простейших ксенофиофор, живущих на дне океанов, включая Марианскую впадину. Их экзоскелеты внешне похожи на окаменелости палеопасцихнид, что может объясняться не только сходной эволюцией в сходной среде, но и прямым родством. Если это действительно так, то древние палеопасцихниды оказываются менее загадочными организмами: ксенофиофоры, хотя и не очень хорошо изучены, все подлежат дальнейшим наблюдениям с помощью глубоководных аппаратов. На сегодня считается, что эти простейшие, достигающие огромных для подобных организмов размеров (до 20 сантиметров), питаются, фильтруя ил, частицы которого, вероятно, обволакивают ложноножками, как у амеб.

Сходство палеопасцихнид из докембрия и современных ксенофиофор действительно обращает на себя внимание. Фото: Антоном Колесников / «Наука в Сибири»

Женщины оказались более стойкими к одиночеству

Малое количество и глубина социальных контактов повышают встречаемость артериальной гипертензии у мужчин уже через пять лет после ее выявления, а у женщин — только через 10—15 лет.

Сотрудники Межведомственной лаборатории эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний Научно-исследовательского института терапии и профилактической медицины (Новосибирск) в ходе длительного исследования здоровья жителей Новосибирска показали, что риск артериальной гипертензии зависит в том числе от уровня близких контактов и величины индекса общественного взаимодействия. Особенно важен первый параметр: при его низких значениях люди чаще своих сверстников имеют проблемы с давлением. У мужчин эта зависимость проявляется раньше, чем у женщин. Результаты исследования авторы представили на конгрессе Европейского общества кардиологов, прошедшем в конце августа 2018-го в Мюнхене (Германия).

Данные для исследования собирали в рамках большой программы ВОЗ «MONICA-психосоциальная» (MOPSY). В 1994 году ученые опросили 1346 жителей Новосибирска (657 мужчин и 689 женщин) возрастом 25—64 года. Средний возраст мужчин-респондентов составил 44,3 года, женщин — 45,4 года. Исследователи просили участников заполнить анкеты для определения индекса общественного взаимодействия (SNI) и индекса близких контактов (ICC) у каждого из них. Индекс общественного взаимодействия показывает, насколько человек вовлечен в общение с сослуживцами, супругами, детьми, одноклассниками, друзьями, собратьями по вере и т.д. Чем он ниже, тем реже и меньше человек взаимодействует с другими. Индекс близких контактов отражает в первую очередь качество общения с членами семьи, лучшими друзьями — в целом с теми, кто может оказать наиболее сильную моральную поддержку.

В последующие 20 лет после опроса, с 1994 по 2014 год, ученые отмечали новые случаи заболевания артериальной гипертензией среди участников исследования. Связь этих случаев с индексом общественного взаимодействия и индексом близких контактов определяли с помощью регрессионной модели Кокса.

Анализ выявил, что среди жителей Новосибирска низкие значения ICC чаще встречаются у мужчин (63,9 процента случаев), чем у женщин (57,1 процента случаев). У представителей обоих полов недостаток близких социальных контактов в равной степени увеличивал риск артериальной гипертензии — в два раза по сравнению с теми, у кого были хорошие отношения с близкими. [ ... ]

Тагарцы из Южной Сибири оказались скифами

Несмотря на разделявшие их тысячи километров, обе группы весьма близки генетически.

Исследователи из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН проанализировали митохондриальную ДНК из останков людей в захоронениях тагарской культуры, существовавшей на юге Сибири в VIII—I вв. до нашей эры одновременно со скифо-сарматской культурой в Северном Причерноморье. Анализ показал необычайную близость митохондриальной ДНК тагарцев и скифов с сарматами. По всей видимости, они были близкородственны не только по мужской, но и по женской линии. Это указывает на довольно свободную миграцию людей в степной зоне Евразии в тот период. Соответствующая статья опубликована в PLoS ONE. Исследование поддержано грантом РНФ.

Представители тагарской культуры проживали на юге Сибири близ Саянских гор, на крайней северо-восточной периферии евразийского степного пояса. До сих пор было доподлинно неизвестно, откуда пришли их предки, так как, несмотря на довольно восточное расположение тагарских памятников, в их захоронениях встречаются явные европеоиды.

Авторы новой работы взяли митохондриальную ДНК, передающуюся по материнской линии, из 79 скелетных останков, найденных в тагарских курганах. В итоге выяснилось, что большинство захороненных были носителями гаплогрупп H, HV6, HV*, I, K, T, U2e, U4, U5a и U* — всего их было 64,6 процента от общего числа изученных. Эти митохондриальные гаплогруппы и тогда, и теперь типичны для Западной Евразии, европеоидных народов. Остальные 35,4 процента составляли гаплогруппы A*, A8, C*, C5, D, G2a и F1b, типичные для востока Евразии и часто встречающиеся среди монголоидов.

Затем исследователи сравнили частоту встречаемости различных митохондриальных гаплогрупп среди тагарцев и современных им групп населения Евразии. Оказалось, что ближайшая к ним группа проживала в Северном Причерноморье, где тогда существовало Скифское царство, на смену которому пришли государства воинственных сарматов. Все известные группы Восточной Евразии, даже включая индоевропейское на тот момент население Алтая, оказались от тагарцев дальше, чем скифы Причерноморья. Из более ранних народов бронзового века ближе всего к тагарцам андроновцы — жившая ранее на их месте и, по всей видимости, предковая популяция. [ ... ]

В России показали, как успешно разбавлять топливо водой

Оказалось, что можно добиться горения даже таких смесей, где воды куда больше, чем самого топлива.

Ученые из Объединенного института высоких температур РАН изучили процесс горения смесей из углеводородов и большого количества воды. В результате им удалось установить ключевые факторы, при которых топливо может гореть, несмотря на смешивание с H20. Сжигание топливно-водных эмульсий имеет заметные преимущества перед сжиганием чистого топлива из-за улучшения режима охлаждения двигателя. В итоге возникает возможность одновременно снизить потребление топлива и увеличить мощность ДВС на больших оборотах. Впрочем, у такого способа есть и свои недостатки, в основном преодоленные в последние годы. Соответствующая статья опубликована в Proceedings of the Combustion Institute.

Авторы работы использовали топливно-водные эмульсии на основе н-гептана (октановое число — ноль), смешанного с водой, пузырьками кислорода и поверхностно-активным веществом, подобным тому, что добавляют в бытовые моющие средства. Ученые поджигали эту смесь и записывали процесс ее горения с помощью высокоскоростной видеокамеры. В результате им удалось добиться довольно необычных результатов: в их экспериментах горели смеси, где воды было до 87 процентов по массе и до 95 процентов по объему.

Если бы не добавление поверхностно-активных веществ (ПАВ), то возгорание в эмульсии не происходило бы, отмечают исследователи, вода тушила бы любые процессы горения. Однако за счет ПАВ происходила изоляция областей, где шло горение, от областей, где находились капельки воды, что и позволяло эмульсии продолжать гореть даже при большой массовой доле воды.

Ученые показали, что скорость сгорания тем выше, чем меньше в диаметре капли топливо-воздушной смеси, поэтому наилучшие результаты получаются при сжигании смеси, где воды не более 80 процентов — в этом случае капли образуются оптимальными по диаметру. [ ... ]