Тайваньская бумага с наночастицами сменит цвет от туберкулеза

Ученые из Тайваня разработали «бумажный» тест для диагностики туберкулеза. Процедура проста: смочить специальную бумагу слюной, потом сфотографировать ее смартфоном и получить результат.

По данным Всемирной организации здравоохранения, туберкулез остается одной из ведущих причин смерти по всему миру: ежегодно болезнь уносит жизни более миллиона человек. При этом 95% случаев смертей приходится на страны с низким и средним уровнями доходов населения, и чаще всего дело в несвоевременной диагностике. Стандартные способы первичной диагностики — рентген легких или флюорография, методы, недоступные для огромного количества жителей развивающихся стран. Разработка же ученых из Тайваня позволяет проводить диагностику в полевых условиях.

Исследователи предлагают использовать простой тест: пациенту достаточно смочить слюной бумажную полоску, которая после этого поменяет цвет. Оценить результаты теста можно приложением, установленным на обычном смартфоне с использованием обычной фотокамеры.

В основе технологии — наночастицы с флуоресцентными одноцепочечными последовательностями ДНК, которые способны связываться с двухцепочечными ДНК — генетическим материалом бактерий, вызывающих туберкулез. При таком связывании меняется плотность поверхностного заряда наночастиц, а соответственно, и их цвет. Таким образом, при попадании бактерий туберкулеза на бумагу, содержащую наночастицы, можно наблюдать, как тест-полоска меняет цвет. Проанализировать это изменение позволяет камера обычного смартфона.

Авторы исследования уже протестировали технологию как на лабораторных образцах микобактерий туберкулеза, так и на биологическом материале, взятом у инфицированного человека.

Главное достижение — это возможность экспресс-диагностики туберкулеза, что особенно важно для слаборазвитых и отдаленных от крупных городов территорий.

Статья о разработке опубликована в журнале ACS Sensors.

О том, как в борьбе с туберкулезом может помочь обычная полынь, читайте в материале «Чердака».