Ученые разработали ложные цели для бактерий

Международная группа исследователей разработала новый способ борьбы с тяжелыми инфекциями, против которых не помогают антибиотики. Суть метода заключается в нейтрализации токсинов, которые производят бактерии, и этот подход уже успешно испытан на лабораторных мышах.

Специалисты из Великобритании, Германии, США и Швейцарии создали притягивающие бактериальные токсины липосомы. Липосомы - это микроскопические сферы, стенки которых образованы липидным слоем, а липиды, в свою очередь, это те же вещества, из которых построены мембраны клеток. Липосомы можно уподобить уменьшенной копии клетки, и именно это сходство позволяет им обезвреживать выделяемые микроорганизмами яды. Бактерии родов Staphylococcus aureus и Streptococcus pneumoniae производят пробивающие мембраны клеток вещества, поэтому, рассудили ученые, липосомы должны сыграть роль применяемых военными макетов боевой техники или тепловых ловушек для обмана самонаводящихся ракет.

Фанерные или надувные танки с успехом применяются уже много лет. Противник вынужден как минимум тратить дорогостоящие боеприпасы, как максимум же - совершать атаку в невыгодных для себя условиях (преодолевать вполне реальную противовоздушную оборону ради уничтожения досок и фанеры). Пилоты самолетов сбрасывают горящие при высокой температуре термитные шашки и уводят в сторону ракеты с инфракрасным наведением на цель. Так как липосомы могут быть намного меньше отдельной клетки, их суммарная площадь будет сопоставима или даже будет больше суммарной площади клеток. А если токсин, не обладающий интеллектом оператора установки ПВО или пилота бомбардировщика, вслепую садится на первую попавшуюся мембрану, то вероятность поражения клеток токсинами должна заметно снизиться.

Теоретически разработанную схему борьбы с бактериями, пробивающими клетки своими ядами, исследователи проверили на мышах, зараженных возбудителем пневмонии. Экспериментальный препарат ввели животным через десять часов после инфицирования, и через сутки мыши были живы, в то время как не получившие лекарства умерли от болезни. Говорить о клинических испытаниях на людях пока рано: новое средство не уничтожает бактерии само по себе, но у нового подхода есть очень важная для врачей особенность.

Липосомы никак не действуют на бактерии, и это не всегда является недостатком. К препарату, который не взаимодействует с возбудителем болезни, не может со временем выработаться устойчивость, в то время как практически ко всем антибиотикам уже зачастую устойчивы и стрептококки, и стафилококки. Некоторые штаммы не удается уничтожить даже сочетанием нескольких препаратов, и потому они особенно опасны для пациентов. Чтобы не оказаться безоружными против «супербацилл», устойчивых ко всем лекарствам, медикам нужно принципиально иное средство — липосомные ловушки вполне могут претендовать на эту роль.

Детали опубликованы в журнале Nature.