Глубокое оптическое изображение галактики Mrk 6, полученное с помощью 6-метрового телескопа САО РАН и распределение ионизированного газа в том же масштабе (цвета соответствуют разным скоростям движения газа относительно наблюдателя).Изображение: Алексей Моисеев / пресс-служба РНФ

Таинственные газовые облака устроили карусель вокруг активной галактики

Их источник явно внегалактический, но какой именно, пока остается загадкой.

Астрофизики из Специальной астрофизической обсерватории РАН при помощи крупнейшего российского оптического телескопа изучили распределение и движение газа в галактике Маркарян-6 (Mrk 6). В ней впервые была обнаружена гигантская система из облаков ионизованного газа, протянувшаяся далеко за пределы самой галактики. Соответствующая статья опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Работа была выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда.

Галактика Маркарян-6, свет от которой шел до Земли 263 миллиона лет, — это одна из первых обнаруженных сейфертовских галактик. Так называют образования, ядро которых активно излучает в ряде диапазонов, а в спектре излучения есть множество ярких широких полос — следов крупных выбросов газа со скоростями до нескольких тысяч километров в секунду. Причиной подобной необычной активности считается быстрое поглощение материи сверхмассивной черной дырой в центре подобных галактик, что и отличает их от обычных, типа нашего Млечного Пути, где центральная сверхмассивная черная дыра «ведет себя спокойнее».

При помощи крупнейшего в Евразии оптического шестиметрового телескопа и установленных на нем приборов SCORPIO и SCORPIO-2 астрономы САО РАН смогли рассмотреть самые внешние области галактики, в несколько раз более тусклые, чем изученные ранее. Большинство звезд галактики, как и предполагалось, сосредоточено в диске, где обычно располагается газопылевая материя. А вот с газом все не так: значительная его часть находится далеко за границами звездного диска Маркарян-6. Вытянутые в нити (филаменты) газовые облака тянутся на 130 тысяч световых лет от центра галактики.

Что особенно интересно, сравнение скоростей движения газа внутри галактического диска и вне его показало большой разброс значений. Внутри диска отклонения от скорости вращения газа, предсказанного моделированием, не превышают 50 километров в секунду, то есть газ там вращается «как положено». А вот за пределами звездного диска галактики отличия от предсказаний моделирования возрастают до 250 километров в секунду. Кроме того, орбиты внешних газовых облаков часто почти перпендикулярны самому диску Маркарян-6. Это значит, что облака эти явно внегалактического происхождения.

Увы, попытки найти их конкретные источники пока не увенчались успехом. Во внегалактическом пространстве газа почти нет, поэтому найденные облака могли прийти лишь из другой галактики — например, из разрушенной приливными силами от Маркарян-6 галактики спутника. Однако все попытки увидеть остатки погибшей галактики в телескопы не принесли результата. Ситуацию надеются скоро исправить привлечением к исследованию других наблюдательных центров, в частности Вестерборкского радиотелескопа (Нидерланды). Там, опираясь на статью российских коллег, уже зарезервировали время для соответствующих наблюдений окрестностей Маркарян-6.

Алексей Моисеев, один из авторов работы, отмечает: «Обнаружение столь необычных структур в Mrk 6 интересно по двум причинам. Во-первых, есть много косвенных свидетельств того, что галактики собирают газ из внешней среды. Без этого не удается объяснить ряд особенностей строения, состава и эволюции галактик, но напрямую захват газа низкой плотности увидеть сложно. Вероятно, что наблюдаемая благодаря активному ядру газовая система — прямое свидетельство такого процесса. Во-вторых, подобное явление позволяет лучше изучить сам феномен активности ядра, понять, как его светимость, то есть темп захвата вещества центральной черной дырой, меняется со временем. Это связано с тем, что чем дальше от ядра находится газовое облако-экран, тем раньше должны были вылететь из галактического центра ионизовавшие его кванты жесткого ультрафиолета».

Российские астрономы заявили о начале нового цикла солнечной активности

На Солнце появились области магнитного поля иной направленности.

Ученые из Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) зафиксировали на звезде области с магнитным полем иной направленности, отличающейся от той, которая была последние 11 лет. По мнению астрофизиков, это свидетельствует о приближении нового цикла солнечной активности. Об этом сообщает сайт лаборатории. [ ... ]

Конопля заставит гравитационные волны рассказать о «кротовых норах»

Ученые смогут получить информацию не только о слиянии необычных объектов, но и об экзотических связях между ними.

Физик Роман Конопля из РУДН предложил способ расчета формы и параметров «кротовых нор», предположительно соединяющих между собой отдаленные области пространства. Его метод основан на наблюдаемых параметрах их «порталов» — характеристиках гравитационных волн, исходящих от черных дыр на входах в «кротовые норы». Соответствующая статья опубликована в Physics Letters B.

В настоящее время так называемые кротовые норы — своего рода туннели, идущие от черной дыры к удаленной от нее области Вселенной, — остаются гипотетическими объектами. Сам факт их существования, и тем более параметры, неясны, и до сих пор было не вполне очевидно, как их вообще можно выяснить. Даже параметры входов в «норы» — самих черных дыр — до сих пор вычисляют по косвенным признакам. Теоретики уже пытались как-то рассчитать взаимодействие черных дыр с «кротовыми норами». Для этого они брали модель обоих объектов, а затем вычисляли отдельные параметры — например, длину гравиволн, которые «кротовая нора» может излучать в ходе своего взаимодействия с массивными объектами.

Автор новой работы применил обратный подход. Он попытался понять, какие диапазоны длин волн могут исходить из окрестностей черных дыр, а потом сопоставлял их с параметрами моделей черных дыр и прилегающих к ним «нор». Для этого он взял математическую модель сферической симметричной «кротовой норы» Морриса — Торна. Она описывает «нору», соединяющую две черные дыры, расположенные в разных регионах Вселенной, и при этом позволяет «перемещать» физические объекты по тоннелю от одной черной дыры к другой (ряд других моделей этого не позволяют). Затем физик применил модель для получения описания параметров входа и выхода из «кротовой норы». После этого он попытался рассчитать, гравитационные волны какой длины в принципе могут порождать смоделированные им «кротовые норы».

На втором этапе исследования Конопля разработал систему уравнений, посредством которой можно вычислить особенности геометрической формы «кротовых нор» в зависимости от отклонений длины рассчитанных с помощью модели гравиволн от их эмпирических значений (последние предполагается получить в будущих наблюдениях). Таким образом, новый подход, по сути, впервые позволяет выяснить форму «кротовой норы» — объекта, который практически невозможно изучать традиционными для негравитационной астрономии методами. [ ... ]

Древние красные карлики оказались последними «свидетелями» красных гейзеров

Они единственные, кто «выживает» после выброса потока газа из ядра.

Международная группа исследователей, в составе которой был Дмитрий Бизяев из МГУ им. М.В. Ломоносова, на основании данных Слоановского цифрового небесного обзора (его части, известной как SDSS-IV MaNGA) связали особенности нового класса галактик — красных гейзеров — с наличием у них активного ядра. Последний фактор обусловлен присутствием в центрах таких галактик сверхмассивных черных дыр. Соответствующая статья направлена на публикацию в Astrophysical Journal, а с ее препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета. [ ... ]