Таджикские гигантские аллигаторы выгнали американских родственников из семейства

Эти древнейшие среднеазиатские рептилии имеют ряд свойственных только им анатомических признаков.

Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета вместе с коллегой из Смитсоновского института (США) провели комплексный анализ останков рептилии Kansajsuchus extensus, найденных вблизи поселка Кансай Согдийской области Таджикистана. Он показал, что это животное относилось к семейству параллигаторид (Paralligatoridae), а не к семейству гониофолидид (Goniopholididae), как считали недавно. Также авторы изучили множество костей близких видов и на основе этого существенно пересмотрели состав семейства параллигаторид. Научная статья опубликована в Zoological Journal of the Linnean Society.

В мезозойскую эру крокодилы и близкородственные им рептилии были широко распространены. Их многообразие было так велико, что крокодилоподобных пресмыкающихся выделяют в надотряд крокодиломорфов (Crocodylomorpha). К нему также относятся представители современных семейств настоящих крокодилов, аллигаторовых и гавиаловых. Систематика крокодиломорфов и всех таксонов (систематических категорий) внутри этого надотряда неоднозначна и активно обсуждается. В частности, непонятно, в какой степени родства находятся виды из группы неозухий (Neosuchia). В нее входят ныне живущие настоящие крокодилы, аллигаторовые, гавиаловые, а также некоторые наиболее близкие к современным крокодилам ископаемые — в частности, представители семейств гониофолидид и параллигаторид. Параллигаториды приходятся современным крокодилам более близкими родственниками, чем гониофолидиды.

В 1975 году советский палеонтолог Михаил Борисович Ефимов описал два вида параллигаторид, найденных при раскопках в Таджикистане (поселок Кансай, геологическая свита Яловач), Узбекистане (урочище Джаракудук, Навоийская область, геологическая свита Биссект) и Казахстане (местность Шах-Шах, Кызылординская область, формация Бостобе). Изначально он выделил два вида — Kansajsuchus extensus и Kansajsuchus borealis и отнес их род (Kansajsuchus) к семейству гониофолидид. Затем, в 1988 году, Ефимов обнаружил нижнечелюстную кость неизвестного крокодиломорфа в местности Шах-Шах и выделил бывшего владельца этой кости в новый род Turanosuchus (вид Turanosuchus aralensis), который также причислил к гониофолидидам. При этом найденные ранее в Казахстане останки Kansajsuchus borealis палеонтолог «перенес» в Turanosuchus, а кости того же вида, добытые в Узбекистане, «переместил» в третий род — Shamosuchus, относящийся к семейству параллигаторид (а не гониофолидид).

После этого систематическое положение среднеазиатских родственников крокодилов неоднократно пересматривали. В 2015 году М.Б. Ефимов совместно с бразильскими и британскими коллегами пересмотрел данные по этим ископаемым и на основе филогенетического анализа предложил упразднить вид Turanosuchus aralensis, так как оказалось, что приписываемые этому виду останки по строению не отличаются от костей Kansajsuchus extensus. Авторы новой статьи провели повторный анализ морфологии среднеазиатских ископаемых остатков Kansajsuchus extensus и Kansajsuchus borealis, в том числе найденных в последние несколько лет и пока не изученных подробно. Главным образом палеонтологов интересовали кости челюстей вымерших крокодиломорфов и расположение зубов на них, а также позвонки этих рептилий.

Анализ новых и давно известных находок показал, что описанные Ефимовым в 1970-х в Таджикистане останки рептилии действительно принадлежат виду Kansajsuchus extensus. Это можно утверждать на основании строения его черепа. Реконструкция показала, что череп пресмыкающегося имел длину 70—80 см, а следовательно, общая длина тела животного составляла 5—7 м. Это делает его одним из самых крупных известных представителей своего семейства. Притом кости представителя рода Kansajsuchus, обнаруженные недавно в Казахстане, принадлежат рептилии, чья морфология не отличалась от таковой у параллигаторид. Сравнив известные фрагменты черепов и позвонки Kansajsuchus, палеонтологи установили, что всех их следует относить именно к семейству параллигаторид, а не к семейству гониофолидид.

Также авторы определили ряд черт, свойственных именно параллигаторидам. В основном это особенности строения остеодерм — окостенений кожи, которые сохраняются вместе с костями. У параллигаторид, в отличие от гониофолидид и остальных крокодилоподобных, паравертебральные остеодермы (т.е. находящиеся над позвонками) имеют сдвинутые к заднему концу спинные выросты. Некоторые другие отростки на них отсутствуют, а сами паравертебральные остеодермы сгруппированы в четыре ряда, которые тянутся вдоль всего тела. Такими признаками обладают останки представителей четырех родов крокодиломорф, обнаруживаемых только в Средней Азии — Kansajsuchus, Paralligator, Rugosuchus и Shamosuchus. У африканских, европейских и американских вымерших рептилий из родов Batrachomimus, Brillanceausuchus, Sabresuchus и Wannchampsus, которых ранее причисляли к семейству параллигаторид, остеодермы над позвонками устроены по-другому. Поэтому авторы новой работы предлагают вынести их из группы Paralligatoridae.

В Тыве нашли гигантскую вымершую куницу-«медведеросомаху»

Вероятно, она была такой же суровой, как ее ближайший живой родственник — медоед, атакующий даже львов.

Сотрудники Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и Института экологии растений и животных УрО РАН описали останки гигантского куньего, обнаруженного ими на территории Республики Тыва. Это первый представитель вымершего рода Eomellivora, найденный в России. Научная статья опубликована в журнале Doklady Biological Sciences.

Древние куньи особенно активно распространялись по планете в раннем миоцене. К позднему миоцену, примерно 11 миллионов лет назад, представители этого семейства встречались в Евразии, Африке и Северной Америке и были гораздо крупнее большинства современных видов из той же систематической группы. В СНГ их останки обнаружили на Украине. В России, несмотря на ее огромную площадь, до настоящего момента не было известно находок гигантских куньих.

Ситуация изменилась благодаря серии экспедиций от Палеонтологического института в Центрально-Тувинскую котловину, место Таралык-Чер. Там уже несколько десятилетий находят кости млекопитающих. Оценки возраста по останкам грызунов и копытных (их фауна этого времени хорошо изучена) показали, что слой породы, в котором залегает большинство костей, сформировался в середине позднего миоцена. Из него и извлекли фрагменты левой и правой нижней челюстей с зубами, клык с правой нижней челюсти и некоторые другие зубы. Ученые определили их форму, размеры и расположение и на основании этих данных установили, что все эти останки принадлежали представителю семейства куньих, и большинство из них — одному и тому же животному. Оно, судя по всему, погибло еще до наступления половой зрелости. На зубах неизвестного куньего не было следов изнашивания, что еще раз подтверждает его небольшой возраст.

Зубы находки хорошо сохранились, благодаря чему удалось определить его видовую принадлежность. Точные измерения показали, что их обладатель (или обладательница) принадлежали к роду Eomellivora. Сейчас все его представители вымерли, но остался довольно близкий их родственник — медоед (Mellivora capensis), обитающий в Африке и обладающий бесстрашным нравом (он может броситься даже на львов). [ ... ]

Геологи посмотрели в зубы древних морских рептилий России

Форма зубов плиозавров, найденных в Поволжье и Сибири, изменила представления об эволюционной истории этой знаменитой группы ископаемых морских рептилий.

Ученые из России и Европы исследовали особенности строения зубов у плезиозавров, останки которых были обнаружены на территории Поволжья и Восточной Сибири. Находки датируются переходом от юрского к меловому периоду, когда, как считается, численность и разнообразие этих древних рептилий резко упали. Однако, судя по множеству обнаруженных учеными вариантов строения зубов, все происходило с точностью до наоборот. Об этом они рассказывают в статье, опубликованной журналом Palaeontology.

Плезиозавры доминировали в морях около сотни миллионов лет, пока родственные им динозавры царили на суше. Эти разнообразные, прекрасно приспособленные для плавания рептилии питались рыбой, моллюсками и другими рептилиями. Они достигали 20 м в длину, и именно их размеры и внешний вид послужили основой легенды о шотландском озерном монстре Несси. Плезиозавры достигли расцвета в юрском и меловом периодах. Сегодня их останки обнаруживают на всех континентах, в том числе и в России.

Магистрант геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Зверьков совместно с учеными из Бельгии, Великобритании и Польши изучил окаменевшие останки зубов плезиозавров, которые были найдены в Поволжье и на Таймыре и датированы концом юрского периода (163—145 миллионов лет назад) и ранним меловым периодом (145—100 миллионов лет назад). Переход от одной эпохи к другой сопровождался глобальными изменениями климата, и до недавнего времени считалось, что пережить их смогла только одна группа плезиозавров, поэтому лишь впоследствии разнообразие этих морских рептилий вновь восстановилось.

На самом деле до сих пор все изученные плезиозавры, жившие около границы юрского и мелового периодов, характеризовались трехгранной формой зубов, тогда как к середине мела распространяются рептилии с конической. Однако Николай Зверьков и его соавторы, рассмотрев находки, датированные этим временем, обнаружили коронки обоих типов, показав, что и те и другие плезиозавры сосуществовали в течение как минимум 25 миллионов лет на протяжении позднего юрского и раннего мелового периодов. [ ... ]

Горыныча с «женским духом» обнаружили в Кировской области

Обе находки сделаны в пермских отложениях.

Сотрудник Вятского палеонтологического музея Владимир Масютин совместно с Кристианом Каммерером из Естественнонаучного музея Северной Каролины описали два новых вида терапсид, найденных в пермских отложениях рядом с городом Котельнич Кировской области. Хорошо сохранившиеся фрагменты скелетов этих животных ценны тем, что помогают пролить свет на эволюцию «протомлекопитающих» и выяснить, в результате чего к конце пермского периода терапсиды из одного подотряда резко увеличились в размерах, а животные из другого, напротив, стали существенно мельче. Две научные статьи, посвященные тероцефалу Gorynychus masyutinae и горгонопсу Nochnitsa geminidens в сравнении с известным с 1999 года Viatkogorgon ivakhnenkoi, опубликованы в журнале PeerJ.

Первый найденный вид был назван Gorynychus masyutinae в честь мифического создания Змея Горыныча. Его отнесли к подотряду тероцефалов отряда терапсид. Палеонтологи обнаружили его череп, практически целый, и часть посткраниального скелета (т.е. лежащего ниже черепа). Gorynychus имел внушительные клыки, фактически был саблезубым. В целом в строении черепа Gorynychus masyutinae присутствуют и примитивные, и продвинутые черты (как у эутероцефалов), поэтому исследователи считают, что он принадлежит к группе, сестринской Eutherocephalia. Судя по размерам его останков, «горыныч» был высотой с волка. Это делало его одним из самых крупных хищников в современной ему экосистеме на территории нынешнего Котельнича.

Второму хищному терапсиду из подотряда горгонопсов (также входит в отряд терапсид) дали латинское название Nochnitsa geminidens. Такой выбор «имени» обусловлен двумя факторами. В славянской мифологии ночницы — враждебные духи женского пола. Кроме того, обнаруженный череп представителя этого вида имеет крупные глазницы, и это позволяет предположить, что эти горгонопсы вели ночной образ жизни. Nochnitsa geminidens отличается от других современных ей горгонопсов, например Viatkogorgon ivakhnenkoi (также найденным в Кировской области), уникальным строением зубов, находящихся позади клыков. На каждой челюсти они образуют пары — более крупный передний и более мелкий задний. Пары разделены диастемами — «голыми» участками челюстной кости.

Череп ночницы с характерными зубами и большими глазницами. Фото: Christian Kammerer / PeerJ