Генетики из МГУ открыли новый механизм починки ДНК

Профессор Василий Студитский, лауреат мегагранта из МГУ, и его коллеги открыли новый механизм починки ДНК, который в перспективе поможет не только лечить, но и предотвращать тяжелые нейродегенеративные заболевания, например болезнь Альцгеймера.
Статья, раскрывающая новый механизм репарации — «починки» — ДНК, опубликована в научном журнале Science Advances.

ДНК у высших организмов (в том числе человека) — это двойная спираль длиной около двух метров, упакованная, как нить на катушке, на нуклеосому. Таким образом, очень длинная цепь умещается в микроскопическом клеточном ядре, но значительные ее участки недоступны для ферментов репарации — белков-«ремонтников». А повреждение ДНК ведет к ряду заболеваний (и в конечно итоге — к смерти), в том числе нейродегенеративным, например болезни Альцгеймера.

Группа, которую возглавляет профессор Василий Студитский, изучала механизм узнавания ферментами одноцепочных разрывов ДНК, при которых теряется связь между нуклеотидами одной из цепей, в местах, где ДНК связана с нуклеосомой.

«Мы доказали (пока еще не в клетке, а в пробирке, in vitro), что репарация разрывов в другой цепи ДНК, «спрятанных» в нуклеосоме, все-таки возможна. По нашему предположению, это происходит благодаря образованию специальных небольших петель ДНК на нуклеосоме, хотя в норме нить намотана на гистонную «катушку» очень плотно», — сказал Василий Студитский, слова которого приводит пресс-служба МГУ.

С точки зрения прикладной науки, открытие нового механизма репарации обещает новые перспективные методы предотвращения и лечения заболеваний.