Российские биологи рассмотрели структуру делящейся зоны корня растения

Биологи из Новосибирского государственного университета (НГУ) рассмотрели трехмерную структуру кончика растительного корня – крайне важной области деления стволовых клеток.

Кончик растительного корня сложно устроен и содержит область апикальной меристемы, где скапливаются и активно делятся стволовые клетки, обеспечивая его рост. Чтобы изучить поведение клеток в этой области, ученые из НГУ, Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН и других вузов России и Германии обратились к популярному в физиологии и генетике объекту — резуховидке Таля (Arabidopsis thaliana).

Ядра растительных клеток на кончике корня резуховидки метили флуоресцентными белками, и с помощью лазерной конфокальной микроскопии, не рассекая ткани растения, слой за слоем сканировали их. Компьютерная программа распознавала ядра, и также пласт за пластом восстанавливала трехмерную картину их расположения. Готовая модель позволила рассмотреть взаимосвязи между клетками меристемы.

Корень резуховидки содержит по два столбика клеток флоэмы (луб) и ксилемы («древесины») — проводящих систем растения, которые пронизывают его по всей длине. Они расположены попарно, так что через центр корня можно провести две вертикальные плоскости, относительно которых состав и расположение клеток будет симметричным. По мнению ученых, такая структура указывает на четко сбалансированный режим деления стволовых клеток и клеток-предшественниц зрелых тканей.

«Полюса» этой структуры задают клетки протофлоэмы и протоксилемы, влияющие на скорость деления соседних клеток. Так, клетки, охватывающие протоксилемные полюса, заканчивают делиться раньше, переходя в «режим ожидания», который сохраняется до тех пор, пока из них не начнется формирование боковых корней. Наличие таких полюсов характерно и для слоя ткани непосредственно вокруг сосудистых клеток (перицикла), и для следующего за ним слоя клеток (эндодермиса). По мнению ученых, такую роль сосудистые системы корня выполняют благодаря фитогормонам, градиент которых распространяется от ксилемы в поперечной плоскости корня.

О своей работе ученые пишут в журнале The Plant Journal.

Ранее ученые выяснили, что томат растет математически оптимально.

Названы 100 статей, которые необходимо прочитать каждому экологу

Ведущие экологи из Франции и Австралии выбрали самые важные статьи для студентов и начинающих специалистов.

Чтение и изучение научных статей — важная часть работы ученого, особенно необходимая для студентов и магистрантов. Однако в последние годы база рецензируемых статей, опубликованных в научных журналах, достигла цифры в 50 млн, при этом каждый год она увеличивается на 8−9%, то есть на 1,5 млн статей. Это связано как с ростом общего массива научных знаний, так и с тем, что в последние десятилетия наличие публикаций стало выполнять роль оценки «качества» и самих ученых, и научных институтов, в которых они работают.

В области экологии публикуется около 500 тыс. рецензируемых статей в год. Даже просто прочитать такие объемы становится нереально, не говоря о том, чтобы обработать и усвоить такое количество информации. Специалисты из Университета Париж-Юг и Университета Флиндерса (Австралия) составили список из 100 статей, которые должен прочитать каждый эколог.

Для этого они обратились к ученым-рецензентами в самых известных журналах, специализирующихся на общей экологии (например, Trends in Ecology and Evolution, Ecology Letters, Ecology, Oikos и т.д.), а также к ученым — редакторам сервиса Faculty of 1000 и попросили их прислать 3−5 статей, которые они считают необходимыми для изучения. 147 экспертов из 665 прислали 544 статьи. Затем ученые попросили тех же экспертов проголосовать за каждую из статей, чтобы составить единый рейтинг материалов на основании мнения экспертного сообщества.

Однако, поскольку статей было слишком много, чтобы каждый специалист мог прочитать их все и дать оценку каждой из них, ученые применили метод повторной выборки, благодаря которому стало возможным вычислить относительный рейтинг каждой статьи. Каждому эксперту выслали сгенерированную случайным образом подборку из 20 статей из первоначального списка и попросили оценить статьи как минимум из одной подборки, а лучше из пяти и более. [ ... ]

Российские школьники и студенты стали победителями Мировой олимпиады по робототехнике

Российские команды взяли треть всех медалей и заняли пять из восьми первых мест в мировых соревнованиях по робототехнике World Robot Olympiad 2017.

Мировая робототехническая олимпиада проходила в Сан-Хосе (Коста-Рика) 10—12 ноября. В ней участвовало 392 команды из 53 стран. Они соревновались за медали в основной, творческой, студенческой, дополнительной студенческой категориях и в «Футболе роботов». Россию представлял 41 робототехник из 10 регионов страны, сообщает пресс-служба университета Иннополис, где проходила подготовка сборной.

Россия заняла первые места в основной категории в старшей и средней возрастных группах, в младшей возрастной группе российские школьники заняли весь пьедестал. Еще два «золота» у России в творческой категории в старшей и средней возрастных группах. Команда Fixies из Иннополиса второй год подряд взяла «бронзу» «Футбола роботов».

По словам руководителя отдела проектных олимпиад Университета Иннополис Алексея Хабибуллина, такой успех сборной — результат планомерной работы национальных организаторов, верной стратегии формирования и подготовки сборной.

«У нас восемь медалей и первое место в общекомандном зачете, у сборных на 2-м и 3-м местах — всего по три−четыре медали. У нас могли быть еще медали в „Футболе роботов“, если бы жребий не выпал так, что нашим ребятам пришлось соревноваться друг с другом», — добавил Хабибуллин. [ ... ]

В грибах нашли средство от рака и радиационных повреждений

В экстракте гриба Lecanicillium lecanii обнаружили вещество для снижения активности белка, обнаруженного в раковых клетках и в клетках-жертвах облучения.

Ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН и ООО "Вирион" показали, что грибы вида Lecanicillium lecanii содержат в себе вещество, подавляющее активность фермента 15-липоксигеназы (15-ЛО). Его молекулы играют важную роль в процессах апоптоза (запрограммированной гибели клеток) и размножения раковых клеток.

Эксперименты проводились на клетках крыс и мышей. Чтобы получить из гриба экстракт, на него сначала действовали ацетоном, потом ацетон удаляли и добавляли этанол. В одном случае воздействовали на предварительно облученные клетки тимуса крыс, в другом — на клетки лимфолейкоза Р388, которые неделю выращивали в брюшной полости лабораторных мышей.

Ученые выяснили, что добавление к клеткам первого типа экстракта Lecanicillium lecanii повышает их выживаемость, а клеткам второго типа (Р388), наоборот, вредит. Также авторы определили эффективные концентрации экстракта. Активность 15-ЛО падает вдвое, если к клеткам лимфолейкоза добавлять по 5,5 микрограммов вытяжки гриба на миллилитр, а к облученным клеткам тимуса — 15 микрограммов того же экстракта на миллилитр.

15-липоксигеназа — фермент, окисляющий арахидоновую кислоту. Это соединение выполняет сигнальные функции и активирует несколько цепочек биохимических реакций. Продукты окисления арахидоновой кислоты запускают процессы апоптоза в изначально здоровых клетках, но поддерживают жизнедеятельность раковых клеток. Поэтому ингибиторы 15-ЛО в экспериментах снизили процент погибших от облучения клеток тимуса и не дали размножиться клеткам лимфолейкоза. [ ... ]