Российские биологи рассмотрели структуру делящейся зоны корня растения

Биологи из Новосибирского государственного университета (НГУ) рассмотрели трехмерную структуру кончика растительного корня – крайне важной области деления стволовых клеток.

Кончик растительного корня сложно устроен и содержит область апикальной меристемы, где скапливаются и активно делятся стволовые клетки, обеспечивая его рост. Чтобы изучить поведение клеток в этой области, ученые из НГУ, Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН и других вузов России и Германии обратились к популярному в физиологии и генетике объекту — резуховидке Таля (Arabidopsis thaliana).

Ядра растительных клеток на кончике корня резуховидки метили флуоресцентными белками, и с помощью лазерной конфокальной микроскопии, не рассекая ткани растения, слой за слоем сканировали их. Компьютерная программа распознавала ядра, и также пласт за пластом восстанавливала трехмерную картину их расположения. Готовая модель позволила рассмотреть взаимосвязи между клетками меристемы.

Корень резуховидки содержит по два столбика клеток флоэмы (луб) и ксилемы («древесины») — проводящих систем растения, которые пронизывают его по всей длине. Они расположены попарно, так что через центр корня можно провести две вертикальные плоскости, относительно которых состав и расположение клеток будет симметричным. По мнению ученых, такая структура указывает на четко сбалансированный режим деления стволовых клеток и клеток-предшественниц зрелых тканей.

«Полюса» этой структуры задают клетки протофлоэмы и протоксилемы, влияющие на скорость деления соседних клеток. Так, клетки, охватывающие протоксилемные полюса, заканчивают делиться раньше, переходя в «режим ожидания», который сохраняется до тех пор, пока из них не начнется формирование боковых корней. Наличие таких полюсов характерно и для слоя ткани непосредственно вокруг сосудистых клеток (перицикла), и для следующего за ним слоя клеток (эндодермиса). По мнению ученых, такую роль сосудистые системы корня выполняют благодаря фитогормонам, градиент которых распространяется от ксилемы в поперечной плоскости корня.

О своей работе ученые пишут в журнале The Plant Journal.

Ранее ученые выяснили, что томат растет математически оптимально.