Сотни дельфинов-гринд могли выброситься на берег из-за болезни вожака

Более 400 гринд выбросились на берег в Новой Зеландии. Около 300 из них погибли. Ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН Лев Мухаметов рассказал «Чердаку», почему китообразные обрекают себя на смерть.

Волонтеры и спасатели сегодня боролись за жизни выбросившихся на берег Южного острова Новой Зеландии гринд, однако спасти удалось лишь около 100 животных.

Столь массовый выброс на берег китообразных происходит редко. Как правило, их число не превышает нескольких десятков, заявил Мухаметов.

«Характерно, что обычно выбрасываются не прибрежные животные, а пелагические — животные открытых пространств. Животные, которые обитают около берега, например наши черноморские афалины, реже выбрасываются», — подчеркивает ученый.

Почему они это делают

Гипотез, почему киты и дельфины выбрасываются на берег, много. Но точной причины ученые не знают до сих пор, подчеркивает Мухаметов.

«Вероятнее всего, животные болеют. На первое место можно поставить заболевания слухового, эхолокационного аппарата. Если он нарушен, животные могут не чувствовать, что выбрасываются на берег. Когда китообразные выбрасываются массово, скорее всего, срабатывает рефлекс подражания: если выбрасывается заболевший вожак стада, его сородичи следуют за ним», — сказал Мухаметов. Болезнь могут вызвать вирусы и микробы, которым морские млекопитающие подвержены не меньше, чем наземные.

Так, в 80—90-е годы прошлого века тысячи животных погибли из-за вируса, который пришел с Северного моря, распространился в Северную Атлантику, Карибский бассейн, а затем перекинулся на Средиземное и Черное моря, замечает Мухаметов.

Память о суше и геомагнитные линии

Среди других гипотез ученый называет изменение геомагнитных полей. «Есть предположение, что они чувствуют геомагнитные поля, ориентируются по ним. Если происходят геомагнитные возмущения, это ведет к выбрасываниям», — сказал Мухаметов.

Есть версия, что эхолокационные способности китообразных могут давать сбои у береговой линии. «Эхолокация дезинформирует животных у обрывов или плоских поверхностей — берега, пляжа, — и они выбрасываются», — поясняет эксперт.

Некоторые исследователи китообразных уверены, что у животных есть «историческая память» о суше. То есть морские млекопитающие стремятся выброситься на землю, когда чувствуют себя плохо.

«Есть предположение, что китообразные, когда им плохо, стремятся выброситься на землю, потому что эволюционно чувствуют, что на земле лучше, чем в воде. Ведь это вторичноводные животные, их предки существовали на суше», — сказал Мухаметов.

«Был случай с боевым дельфином во время работы на полигоне. Он работал в открытом море и очень испугался акулы. Он рванул к берегу и выбросился на берег с перепугу. Вроде бы иллюстрация, что историческая память заставляет стремиться на берег, когда тебе плохо», — рассказал ученый.

Пингвины оказались в ловушке своих привычек

Международный коллектив ученых обнаружил, что численность африканских пингвинов падает из-за того, что они ищут еду не в том месте.

Африканский, или очковый, пингвин обитает по берегам южной Африки — в ЮАР и Намибии. Численность этого пингвина упала за последние сто лет примерно в 20 раз, и вид относится к вымирающим. Ученые из ЮАР, Намибии и США исследовали, как пингвины ищут корм, закрепив на молодых птицах спутниковые трекеры, и в течение двух лет наблюдали за их перемещениями в водах Атлантики у африканских берегов.

Ученые обнаружили, что пингвины плывут в те районы, где есть признаки наличия обычной пингвиньей еды — анчоусов и сардин. Птицы идут в зоны с определенной температурой воды (14,5—17,5 °С) и определенным содержанием хлорофилла — 11 мг/м3. Возможно, говорят ученые, пингвины ищут места с высоким содержанием диметилсульфида, вещества, которое вырабатывает фитопланктон. А где много планктона, там должна быть рыба, но из-за вылова человеком и изменения климата популяции анчоуса и сардины уменьшились к востоку от мыса Игольного, где и обитают пингвины.

Птицы оказались в ловушке своих привычек: они следуют за знаками туда, где должна быть рыба, но где ее больше нет. По оценке ученых, ошибка приводит к высокой смертности молоди пингвинов и снижению численности популяции очковых пингвинов вообще.

Исследование описано в журнале Current Biology. [ ... ]

Дельфины-оптимисты плавают синхронно

Ученые из Франции выяснили, что у дельфинов тоже есть когнитивные искажения. Например, как выяснилось, они могут ждать угощения, хотя это ничем не оправдано.

Как говорят ученые, когнитивные искажения, к которым относится и оптимизм, свойственны не только человеку, но и другим животным. С целью выяснить, есть ли такие искажения у дельфинов, ученые провели эксперимент. Группу дельфинов-афалин приучили к тому, что если они поплывут в бассейне к мишени на левой стенке, то получат аплодисменты, а если к мишени справа — селедку. Дельфины оценили селедку выше и научились плыть к правой стенке. После этого рыбу им выдавать перестали, а мишень поставили только одну, по центру. К центральной мишени плыла только часть дельфинов, видимо надеясь все-таки получить селедку.

Ученые заметили, что веру в будущее угощение сохранили те особи, которые до теста плавали синхронно с другими дельфинами. Ученые говорят, что синхронное плавание, то есть такое, при котором двое или больше дельфинов плывут рядом, двигаясь «в унисон», показывает высокую степень социализации особей и прочность связей в стае.

Хотя результаты определенно указывают на то, что синхронное плавание связано с оптимизмом, ученые напоминают о том, что корреляция и причинно-следственная связь — не одно и то же. Им не вполне понятно, делает ли синхронное плавание (а значит, крепкие связи в стае) дельфинов более оптимистичными, или же, наоборот, животные с этой когнитивной ошибкой больше предрасположены к активной общественной жизни и занятиям синхронным плаванием.

Исследование описано в журнале Behavioural Brain Research. [ ... ]

Найдены гены, отвечающие за плотоядность у хищных растений

Большая международная группа генетиков выявила общие генетические особенности у всех плотоядных растений, эволюционировавших независимо друг от друга.

Среди множества представителей растительного царства встречается несколько видов плотоядных растений. В процессе эволюции они смогли приобрести специальные механизмы, позволяющие им, в отличие от других растений, получать питательные вещества не только из почвы.

Эти растения научились питаться насекомыми. Произошло это, как предполагается, от того что их предки росли на почвах, чрезвычайно бедных азотом и фосфором, и охота на насекомых позволила им выжить.

Ученые решили выяснить, какие именно генетические изменения превратили некоторые растения в хищников. Для этого они секвенировали геном Cephalotus follicularis — одного из плотоядных растений, растущего на юго-западе Австралии. Им удалось выявить генетические изменения, связанные с привлечением добычи растением, последующим захватом жертвы, пищеварением и усвоением питательных веществ.

Данные анализа генома Cephalotus follicularis сравнили с данными по геномам двух других хищных растений, Nepenthes alata, произрастающего в Азии, и Sarracenia purpurea, родом из Северной Америки. Оказалось, что все три растительных хищника имеют одинаковый набор генов, которые связаны с охотой и перевариванием животной пищи. Так, все три растения имеют одинаковые белки, которые в процессе эволюции стали ферментами, переваривающими насекомых. Это два основных фермента: хитиназа, которая разрушает хитин, основной компонент жестких внешних частей насекомых, и фосфатаза, которая позволяет растениям получить от жертв фосфор — очень важное питательное вещество. Кроме того, ученые нашли еще один специфический фермент, общий для хищных растений, — РНКазу T2, который разрушает РНК в клетках насекомых. [ ... ]