Все новости

Найденные в Москве надгробья рассказали о жизни немцев в столице

Ученые из Института археологии РАН расшифровали старонемецкие надписи на надгробьях XVII века, найденных при строительных работах в центре Москвы. Выяснилось, что тексты свидетельствуют о связях иноземцев в Москве с деятелями Реформации.
Две надгробные плиты с текстом латиницей были найдены 23 апреля 2015 года в районе Мытной улицы и Хавского переулка. Находка была сделана случайно, при строительных работах. Плиты привлекли внимание любителей старины, а затем и органов охраны культурного наследия, пригласивших для экспертизы ученых из Института археологии РАН.

Специалисты смогли прочесть надписи на плитах, которые были сделаны на нижнерейнском диалекте старонемецкого языка. Первое надгробие датировано 1635 годом — это времена царствования Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Надпись гласит, что под плитой был погребен сын Хиндрихa (Генриха) Келлерманa, Берендт. Семья Келлерманов отлично известна русским источникам. Генрих Келлерман, как полагают, попал в Москву во времена войны в Ливонии в период с 1558 по 1583 годы. Генрих Келлерман числился среди «московских торговых иноземцев» и выполнял функции переводчика, а отчасти и дипломата — он был в Англии в составе посольств в 1613, 1614 и 1617 годах, занимался продажей пушнины в Риге для пополнения средств казны.

Второе надгробие моложе на 20 лет (оно датировано 1653 годом), и на нем оказался следующий текст: «Года 1653 8 октября в Бозе блаженно почил господина Томаса Келлермана любимый сыночек по имени Томас, чья душа у Бога в небе и чье тельце здесь земля покрывает, ожидает со всеми верующими блаженной вечности и вечного блаженства. Он прожил два месяца. Возжажди смерти каждый день, и будешь ты благословен!»

Один из авторов исследования, Леонид Беляев, руководитель отдела археологии Московской Руси ИА РАН, сообщает: «Здесь мы впервые в истории немецкоязычных надгробий Москвы встречаем классическую религиозную формулу, восходящую к немецкой средневековой мистике: «блаженная вечность и вечное блаженство».

Ученый подчеркивает, что находка еще раз показала тесные связи Московского государства с Западной Европой еще в допетровские времена. «Москва не была медвежьим углом, она была связана многочисленными торговыми и культурными связями с Европой. В конце концов, если бы не московские иноземцы, у нас не было бы Петра», — заключил Беляев.