В Арктике появилась российская дрейфующая научная станция

Российская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» официально начала свою работу 19 апреля. Ее открытие ознаменовало возрождение программы дрейфующих станций, которая была приостановлена с эвакуацией станции «Северный полюс-40» в 2013 году.

Российские дрейфующие станции носят название «Северный полюс» и порядковый номер. Современные станции представляют собой небольшие поселки с жильем для полярников и местом для размещения необходимого оборудования. «Северные полюсы» выполняют работу комплексных исследований в области океанологии, физики и динамики льдов, метеорологии, геофизики, а также биологии моря. Часть работ связана с навигацией и связью с атомными подводными лодками. Чаще всего станции начинают работу в апреле, функционируют до тех пор, пока дрейфующая льдина не выйдет в Гренландский пролив. Иногда, из-за угрозы разрушения льдины, станцию приходится эвакуировать.

Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» была запущена 6 июня 1937 года, последняя — «Северный полюс-40» — 1 октября 2012 года. Эта станция провела на льдине восемь месяцев и была эвакуирована ледоколом «Ямал» 8 июня 2013 года.

ТАСС

сообщает, что 19 апреля начала свою работу новая арктическая станция, функционирование которой продолжится несколько месяцев — до тех пор, пока однолетний лед толщиной чуть менее двух метров не начнет таять. На станции будут работать 18 человек, среди них — 12 ученых.

Микробы в вечной мерзлоте способствуют глобальному потеплению

Ученые выяснили, что происходит с углеродом, который выделяется из почвы при таянии вечной мерзлоты: оказалось, он становится пищей для микроорганизмов, которые, в свою очередь, перерабатывают его и выделяют углекислый газ, тем самым еще больше ускоряя глобальное потепление.

Таяние вечной мерзлоты — серьезный климатический процесс, происходящий из-за повышения температуры воды в Мировом океане. Процессы таяния мерзлоты высвобождают огромное количество гидрата метана — соединения метана с водой, стабильного при низких температурах и высоких давлениях. Внешне гидрат метана напоминает спрессованный снег, который легко воспламеняется, а при изменении температуры или давления распадается на воду и газ. Соединение объемом 1 куб. см может выделять до 180 куб. см газа. Метан является парниковым газом, который оказывает существенное воздействие на температуру атмосферы Земли. Однако во время предыдущих исследований ученые не понимали, куда уходит большая часть содержащегося в метане углерода, так как не могли обнаружить его в водах питающихся от многолетней мерзлоты рек.

Журнал

Geophysical Research Letters

опубликовал статью, авторы которой сумели выяснить, куда исчезает углерод. В период с 2012 по 2014 годы международная группа исследователей при участии ученых из ДВО РАН провела несколько месяцев в Сибири, собирая образцы воды питающихся от многолетней мерзлоты рек и изучая живущие в почве микроорганизмы. Ученые выяснили, что углерод становится пищей для почвенных микробов, которые перерабатывают его и затем выделяют углекислый газ, который, в свою очередь, попадает в воздух и оказывает дальнейшее воздействие на повышение атмосферной температуры. [ ... ]

Физики из МГУ сумели перемешать жидкость в микроканале, создав в нем вихри

Ученые решили проблему перемешивания жидкостей в микроканалах, применив для этого супергидрофобные поверхности и организовав неоднородное скольжение жидкостей вдоль стенок каналов.

Перемешивание жидкостей в микроканалах относится к сфере микрофлюидики — междисциплинарной области исследований, изучающей течение жидкости в микроканалах. Микрофлюидика особенно востребована в химии и биомедицинских исследованиях, где возникает необходимость провести химический синтез малых доз вещества или выполнить разделение частиц биоматериала. Одной из проблем, с которой сталкиваются исследователи при работе с микроканалами, является затрудненное перемешивание жидкостей. Дело в том, что течение в таких каналах является ламинарным, то есть слоистым. При ламинарном течении отсутствует конвекция, поэтому жидкости смешиваются очень медленно, лишь за счет диффузии.

Физикам из Германии и России, работавшим под руководством профессора физического факультета МГУ Ольги Виноградовой, удалось решить эту проблему. Результаты работы специалистов были опубликованы в журнале

Physical Review E

. В качестве материалов для микроканалов ученые решили использовать супергидрофобные поверхности, которые изготавливаются из гидрофобного (водоотталкивающего) материала и при этом являются микрошероховатыми. В результате в углублениях текстуры супергидрофобной поверхности удерживаются микропузырьки воздуха. Наличие такой «воздушной подушки» делает супергидрофобную поверхность очень скользкой. [ ... ]

Российские археологи нашли в Египте "белые стены" древнего Мемфиса

Фрагменты Белой стены, построенной по приказу основателя I династии правителей Египта Менеса, были обнаружены группой российских археологов, работающих на раскопках в районе Ком Туман в окрестностях Каира.

«Белые стены» — это перевод названия крепости Инбу-хедж, которая позднее стала называться Мемфисом. Крепость была резиденцией египетского правителя Менеса, основателя I династии и, согласно легендам, первого земного правителя Египта. Считается, что Менес, живший около 3 тысяч лет до н.э., был основателем египетской государственности, который сумел объединить враждующие Верхний и Нижний Египет, учредил культы и ввел систему письменности. Сообщения о Менесе и его деятельности есть в трудах таких историков, как Геродот, Плиний Старший, Плутарх, Элиан. Несмотря на это, некоторые исследователи полагают, что Менеса и Нармер — фараон, правивший Египтом в XXXII веке до н.э., — один и тот же человек, а ряд египтологов вообще считает Менеса личностью исключительно легендарной, так как его образ слишком схож с образами других легендарных правителей, например Ромула.

ТАСС