В Арктике появилась российская дрейфующая научная станция

Российская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» официально начала свою работу 19 апреля. Ее открытие ознаменовало возрождение программы дрейфующих станций, которая была приостановлена с эвакуацией станции «Северный полюс-40» в 2013 году.

Российские дрейфующие станции носят название «Северный полюс» и порядковый номер. Современные станции представляют собой небольшие поселки с жильем для полярников и местом для размещения необходимого оборудования. «Северные полюсы» выполняют работу комплексных исследований в области океанологии, физики и динамики льдов, метеорологии, геофизики, а также биологии моря. Часть работ связана с навигацией и связью с атомными подводными лодками. Чаще всего станции начинают работу в апреле, функционируют до тех пор, пока дрейфующая льдина не выйдет в Гренландский пролив. Иногда, из-за угрозы разрушения льдины, станцию приходится эвакуировать.

Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» была запущена 6 июня 1937 года, последняя — «Северный полюс-40» — 1 октября 2012 года. Эта станция провела на льдине восемь месяцев и была эвакуирована ледоколом «Ямал» 8 июня 2013 года.

ТАСС

сообщает, что 19 апреля начала свою работу новая арктическая станция, функционирование которой продолжится несколько месяцев — до тех пор, пока однолетний лед толщиной чуть менее двух метров не начнет таять. На станции будут работать 18 человек, среди них — 12 ученых.

Найден способ «починки» нейронов при рассеянном склерозе

Ученые заявили, что обнаружили два лекарственных препарата, которые способны восстанавливать миелиновую оболочку нервных волокон, а значит, могут быть использованы для лечения рассеянного склероза.

Рассеянный склероз — это хроническое аутоиммунное заболевание, при котором происходит одновременное поражение нескольких разных отделов нервной системы. В ходе болезни поражается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга, в результате чего у больного возникают множественные неврологические симптомы. Миелиновая оболочка покрывает аксоны (отростки нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к нужным органам) и выполняет электроизолирующие функции. Разрушение оболочки, происходящее в результате развития рассеянного склероза, приводит к нарушениям осуществления контактов между клетками нервной системы.

Американские исследователи, результаты работы которых были опубликованы в журнале

Nature

, изучили воздействие 727 лекарственных препаратов на организм человека, стараясь выяснить, способны ли они способствовать формированию олигодендроцитов — клеток, благодаря которым происходит миелинизация аксонов, — из стволовых клеток мышей. Ученые сделали вывод, что на это способны два препарата: миконазол (чаще всего используется для лечения грибковых заболеваний) и клобетазол (стероид, применяющийся в борьбе с кожными заболеваниями). [ ... ]

Физики из МГУ сумели перемешать жидкость в микроканале, создав в нем вихри

Ученые решили проблему перемешивания жидкостей в микроканалах, применив для этого супергидрофобные поверхности и организовав неоднородное скольжение жидкостей вдоль стенок каналов.

Перемешивание жидкостей в микроканалах относится к сфере микрофлюидики — междисциплинарной области исследований, изучающей течение жидкости в микроканалах. Микрофлюидика особенно востребована в химии и биомедицинских исследованиях, где возникает необходимость провести химический синтез малых доз вещества или выполнить разделение частиц биоматериала. Одной из проблем, с которой сталкиваются исследователи при работе с микроканалами, является затрудненное перемешивание жидкостей. Дело в том, что течение в таких каналах является ламинарным, то есть слоистым. При ламинарном течении отсутствует конвекция, поэтому жидкости смешиваются очень медленно, лишь за счет диффузии.

Физикам из Германии и России, работавшим под руководством профессора физического факультета МГУ Ольги Виноградовой, удалось решить эту проблему. Результаты работы специалистов были опубликованы в журнале

Physical Review E

. В качестве материалов для микроканалов ученые решили использовать супергидрофобные поверхности, которые изготавливаются из гидрофобного (водоотталкивающего) материала и при этом являются микрошероховатыми. В результате в углублениях текстуры супергидрофобной поверхности удерживаются микропузырьки воздуха. Наличие такой «воздушной подушки» делает супергидрофобную поверхность очень скользкой. [ ... ]

Российские археологи нашли в Египте "белые стены" древнего Мемфиса

Фрагменты Белой стены, построенной по приказу основателя I династии правителей Египта Менеса, были обнаружены группой российских археологов, работающих на раскопках в районе Ком Туман в окрестностях Каира.

«Белые стены» — это перевод названия крепости Инбу-хедж, которая позднее стала называться Мемфисом. Крепость была резиденцией египетского правителя Менеса, основателя I династии и, согласно легендам, первого земного правителя Египта. Считается, что Менес, живший около 3 тысяч лет до н.э., был основателем египетской государственности, который сумел объединить враждующие Верхний и Нижний Египет, учредил культы и ввел систему письменности. Сообщения о Менесе и его деятельности есть в трудах таких историков, как Геродот, Плиний Старший, Плутарх, Элиан. Несмотря на это, некоторые исследователи полагают, что Менеса и Нармер — фараон, правивший Египтом в XXXII веке до н.э., — один и тот же человек, а ряд египтологов вообще считает Менеса личностью исключительно легендарной, так как его образ слишком схож с образами других легендарных правителей, например Ромула.

ТАСС