Спустя полвека после прибытия на Землю лунный грунт наконец начнут изучать. Ученые за 8 миллионов долларов будут исследовать состав лунного грунта, его стратиграфию и влияние на поверхность спутника космической погоды

NASA выбрало девять команд из различных научных организаций, которые займутся изучением фрагментов лунного грунта, привезенных на Землю в ходе программы «Аполлон» в начале 1970-х годов прошлого века. В отличие от других привезенных с Луны образцов, эти фрагменты еще никто не изучал.
Член миссии «Аполлон-17» Харрисон Шмитт собирает образцы лунной породы, 11 декабря 1972 года Eugene A. Cernan / NASA
© Eugene A. Cernan / NASA

В ходе космической программы «Аполлон» люди впервые и пока единственный раз в истории высадились на другом космическом объекте, Луне. Эту программу приняли в 1961 году, первый астронавт ступил на поверхность нашего спутника в 1969-м, последняя высадка была в 1972 году. За все время действия программы было собрано более 300 килограммов лунных пород. Лунные образцы привезли на Землю, где до последнего времени они оставались законсервированными. Лишь теперь, спустя почти полвека, NASA готова начать их изучение. Организация выделила 8 миллионов долларов коллективам ученых, которые этим займутся.

Исследователям предстоит работать с образцами, которые привезли миссии «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17». Некоторые из них приехали на Землю герметично запакованными, другие вскоре после приземления были заморожены, третьи — помещены в гелий.

Читайте также: Луна, туда и обратно. Почему люди улетели с Луны и зачем они собрались на нее вернуться

Грант от NASA на исследование этих образцов получили представители девяти научных организаций. Часть из них — это различные научно-исследовательские институты и центры самого агентства, а остальные — американские университеты (Университет Аризоны, Калифорнийский университет в Беркли, Университет Нью-Мексико), Научно-исследовательская лаборатория ВМФ США и другие.

При помощи образцов специалисты планируют изучать, как летучие вещества вроде воды могут сохраниться на лунной поверхности, которую атмосфера не защищает от солнечной радиации; как на эту поверхность влияет «космическая погода»; как на Луне сохраняются небольшие органические молекулы — предшественники аминокислот. Отдельное внимание ученые уделят географической истории места приземления «Аполлона-17».