Паучихи-скакуны кормят детей молоком даже после того, как те вырастут. Свежее исследование продемонстрировало, что паучихи необычайно долго заботятся о своем потомстве — такое обычно характерно для млекопитающих

Изучив гнезда пауков-скакунов Toxeus magnus, китайские ученые обнаружили, что паучата, даже достигнув своего «совершеннолетия», еще долго живут в одном гнезде с матерью, а паучихи продолжают подкармливать своих отпрысков молоком. Ученые утверждают, что степень заботы, которую проявляют паучихи по отношению к своим детям, у членистоногих прежде не встречалась и скорее характерна для млекопитающих.
Toxeus magnus, заснятый в окрестностях Гонконга portioid / iNaturalist.org / CC BY-SA 4.0
Toxeus magnus, заснятый в окрестностях Гонконга
© portioid / iNaturalist.org / CC BY-SA 4.0

Кормление молоком не является исключительным свойством млекопитающих. В том или ином виде питательные вещества потомству передают самые разные виды животных — от «птичьего молока» у голубей до питательных яиц многих беспозвоночных. А чем позвоночные, и особенно млекопитающие, действительно отличаются от других животных, так это тем, как долго выкармливают потомство и заботятся о нем. Они продолжают оберегать детенышей еще долго после того, как те начинают ходить и добывать себе еду. И вот — впервые — подобное поведение обнаружилось у пауков.

Пауки-скакуны не колониальные животные, однако в гнездах часто живут группами. Иногда это самка с маленькими детенышами, а иногда это несколько взрослых особей. Но, присмотревшись внимательнее, китайские исследователи, статья которых сегодня была опубликована в журнале Science, обнаружили, что «группа взрослых особей» — это тоже мать со своими детьми,  просто уже выросшими.

В течение первых 20 дней жизни паучата полностью зависят от матери, которая кормит их молоком — белесой питательной жидкостью из борозды на нижней части брюшка. По содержанию белка молоко паука-скакуна в несколько раз питательнее, чем коровье. Вторые 20 дней жизни детеныши уже могут передвигаться и охотиться сами, но продолжают слизывать молоко с брюшка матери. Затем выделение молока прекращается, но взрослые детеныши все еще предпочитают ночевать в гнезде. После 52-го дня у паучат начинается половое созревание, и тогда мать разрешает возвращаться в ее гнездо только дочерям. Сыновей же самка отгоняет, вероятно, во избежание инцеста.

Ученые проверили, что будет, если лишить растущих паучат матери или ее молока. До 20-го дня развития детеныши полностью зависят от матери и ее молока и в его отсутствие все гибнут. А вот после 20-го дня дело уже не в молоке: без него детеныши развиваются нормально. Дальше роль играет само присутствие матери. Если убрать ее из гнезда, то паучата выживают хуже и вырастают меньшего размера. А также сдвигается соотношение полов: если обычно самцов меньше 25% от общего числа детенышей, то в отсутствие матери их становится больше 50%. Почему так происходит — потому ли, что мать избирательно уничтожает сыновей, или из-за каких-то пассивных механизмов, еще предстоит выяснить. А пока что перед нами первый и, возможно, не последний пример долгой и усердной материнской заботы из мира беспозвоночных.

Факторов, влияющих на соотношение полов, может быть множество, в особенности у людей, ареал обитания которых крайне обширен. Этой весной, сразу после «гендерных праздников», мы рассказывали о том, какие факторы, влияющие на пол будущего ребенка, известны ученым.

Полина Лосева