Сперма снижает женский иммунитет, чтобы увеличить шансы на оплодотворение

Австралийские исследователи показали, что семенная жидкость обладает иммуноподавляющими свойствами, которые облегчают наступление беременности. Это происходит за счет регуляции уровня Т-лимфоцитов, отвечающих за интенсивность иммунного ответа.
В эксперименте ученые позволили одной группе самок лабораторных мышей спариваться с самцами по одному разу, а другой — четыре раза подряд. После этого мышам давали противозачаточные препараты, чтобы мыши не забеременели, и исследовали уровень регуляторных Т-клеток. Это один из типов лимфоцитов, отвечающих за регуляцию силы иммунного ответа, и в некоторых работах была показана связь низкого уровня регуляторных Т-лимфоцитов с проблемами во время беременности. При слишком сильном иммунном ответе организм матери воспринимает плод как чужеродный организм и старается от него избавиться.

Через 3,5 дня после последнего спаривания у мышей измеряли уровень регуляторных Т-клеток в матке и в лимфоузлах рядом с аортой. После четырех спариваний уровень Т-регуляторных клеток оказался в шесть раз выше, чем после одного, — как в матке, так и в лимфатических узлах. Спаривание с самцами, которым хирургически подавили способность производить семенную жидкость, того же эффекта не дало. Так исследователи пришли к выводу, что сперма обладает иммуноподавляющим действием, которое, по мнению ученых, упрощает наступление беременности.

Результаты работы могут объяснять, почему зачатие не всегда наступает с первого раза, а также ставят под сомнение рекомендацию воздерживаться от секса после экстракорпорального оплодотворения.

О своей работе австралийские ученые рассказали на Международном конгрессе по иммунологии, который прошел в Мельбурне 21—26 августа.

Сперматозоиды — не просто капсулы, переносящие генетическую информацию. Они сами и окружающая их семенная жидкость несут куда больше информации, чем закодировано в ДНК. К примеру, недавно ученые выяснили, что сперматозоиды полных и худых мужчин отличаются профилем модификации генов, которые отвечают за регуляцию аппетита.