Собранный для испытаний прототип StarshipSpaceX

SpaceX представила прототип второй ступени BFR

Аппарат готов к испытаниям и отработке вертикальной посадки

Глава компании SpaceX Илон Маск представил собранный Starship — экспериментальный аппарат, представляющий собой вторую ступень будущей ракеты BFR. Предполагается, что Starship начнет испытания в этом году. После окончания всех работ BFR станет одной из самых мощных и тяжелых ракет в истории, причем полностью многоразовой.

BFR (Big Falcon Rocket; есть и менее благозвучный вариант с заменой второго слова, дань памяти легендарному оружию из компьютерной игры Doom) должна состоять из двух ступеней. Первая, под кодовым названием Super Heavy, будет оснащена 31 двигателем Raptor. Ее габариты составят 9 метров в диаметре на 63 метра высоты — немного выше и в разы толще российского «Протона-М» или американского Atlas V. Вторая ступень, Starship, с семью такими же двигателями предназначается для вывода полезной нагрузки на орбиту с возможностью последующего возвращения и перезапуска после минимального обслуживания. Ее габариты составят 55 метров в высоту и те же 9 метров в диаметре. Вся ракета, BFR, будет сопоставима с крупнейшими ракетами в истории, однако, в отличие от них, сможет летать неоднократно, обеспечивая радикальное снижение стоимости выведения полезной нагрузки в космос.

Grasshopper, прошлый опытный аппарат, в момент испытанийSpaceX

Ранее SpaceX удалось пройти путь от легкой Falcon One (и та успешно взлетела после нескольких аварий) до тяжелой Falcon Heavy и регулярно возвращаемых первых ступеней Falcon 9. Достичь возвращения ступеней компании Илона Маска удалось за счет использования связки из многих двигателей сравнительно малой мощности. Ранее этот подход считали малоперспективным из-за сложности управления, но инженеры SpaceX смогли преодолеть проблему и добились вертикальной посадки ступеней за счет использования тех же двигателей, которые обеспечивают разгон ракеты при запуске.

Почему это сложно? Во-первых, ракетный двигатель, как правило, не может произвольно менять тягу: его сложно запустить «на десять процентов», а полная тяга с пустыми баками не даст снижаться. Во-вторых, при наличии многих двигателей сложно справиться с возможными отказами или непредвиденными изменениями тяги. Так, советская лунная ракета Н-1 с ее 30 двигателями потерпела четыре аварии в четырех стартах, ни разу не дойдя даже до отделения первой ступени.

Starship, собранный на космодроме компании в Техасе (США) будет отрабатывать именно посадку с использованием своих двигателей. В своем твиттере Илон Маск написал, что испытания будут проходить по схеме, аналогичной испытаниям Grasshopper — аппарата, на котором отрабатывали процесс посадки первых ступеней Falcon 9. При этом на снимках видно, что аппарат имеет три сопла (возможно четыре или пять), в то время как у второй ступени BFR ранее заявлялось семь двигателей. Очевидно, что эффектный, отполированный Starship (сам Маск прямо сказал, что вдохновлялся ретро-изображениями ракет и «это надо было воплотить в реальность») все же заметно отличается от будущей ступени космического аппарата, впрочем, и опытный Grasshopper был не точной копией второй ступени Falcon 9.

«Юйту-2» проехал первые метры по поверхности Луны

Предыдущий китайский луноход смог пройти только 150 метров по естественному спутнику Земли

Луноход «Юйту-2» (дословно «Нефритовый кролик 2»), прибывший вчера на Луну с китайским аппаратом «Чанъэ-4», проехал сегодня первые метры.

«Это маленький шажок для лунохода, но огромный прыжок для китайской нации», — использовал парафраз знаменитых слов Нила Армстронга главный конструктор Китайской программы по освоению Луны У Вэйжэнь, общаясь с прессой. Его коллега, создатель лунохода Шень Чжэньжун, также отметил, что поверхность под колесами «Юйту-2» «мягкая» и поездка по ней «напоминает прогулку по снегу».

Камера «Чанъэ-4» прислала снимок первых следов, оставленных «Юйту-2» на поверхности обратной стороны Луны. Шестиколесный луноход габаритами 1,5х 1х1 метр и массой 140 килограммов имеет две системы энергообеспечения — от солнечных батарей и от радиоизотопного термоэлектрического генератора, который позволит ему продолжать работать даже в ночное время.

Читайте также: Год Луны по восточному календарю. Виталий Егоров — о том, какие лунные миссии в 2019 году прилетят с Азиатского континента [ ... ]

На Луне проросло семечко хлопка

Это часть эксперимента, проводимого Университетом Чунцин, по созданию «мини-биосферы» в лунных условиях

Китайские информагентства показали этой ночью фотографии ростка хлопка, который дало одно из семян на борту «Чанъэ-4». Семена этого растения вместе с семенами рапса, картофеля, арабидопсиса, яйцами дрозофил и дрожжами находятся в герметичной камере на борту аппарата — это часть эксперимента, проводимого Чунцинским университетом, по созданию на естественном спутнике Земли «мини-биосферы».
CNSA / XHNews / twitter

Судя по фотографиям, хлопок начал прорастать на третий день своего пребывания на Луне, 6 января, а к 12-му числу его росток уже уверенно высился над «почвой» в экспериментальной камере.

Китайская автоматическая станция «Чанъэ-4», на борту которой проросло первое в истории «лунное» растение, — первый аппарат на обратной стороне Луны. Он совершил посадку в кратере Ка́рман 3 января 2019 года. На его борту помимо контейнера с «мини-биосферой» находился луноход «Юйту-2», который выкатился на поверхность Луны 4 января, а 10-го вышел из «спячки» и уже сделал первые фотографии окрестностей места посадки «Чанъэ-4».

Юйту-2
Юйту-2 | CSNA / XHNews / twitter
Чанъэ-4
Чанъэ-4 | CSNA / XHNews / twitter
Макет «Радиоастрона»Vitaly V. Kuzmin/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

«Радиоастрон» перестал откликаться на команды с Земли

Однако косвенные признаки указывают на то, что научное оборудование на борту действует

В ходе штатного сеанса связи в прошедший четверг специалистам НПО им. Лавочкина не удалось передать на борт телескопа «Радиоастрон» циклограмму с управляющими командами, а также получить телеметрию со спутника. После этого предпринимались еще три попытки связаться с телескопом, которые также окончились неудачей. Следующая попытка произойдет 13 января в 14:00 по Москве.

О неполадках на борту крупнейшего радиотелескопа в мире стало известно «Газете.ру», корреспонденты которой в пятницу беседовали с руководителем научной программы «Радиоастрона», академиком Юрием Ковалевым. Тот рассказал журналистам о том, что сеанс связи в четверг закончился ничем и что, по данным с обсерватории в Грин-Бэнк, научная аппаратура на борту телескопа работает.

В субботу ТАСС задал несколько вопросов руководителю проекта и директору ФИАН, академику Николаю Кардашеву. Тот подчеркнул, что «сказать, что аппарат вышел из строя, нельзя», поскольку «сигналы от него есть», и стоит говорить скорее о том, что специалисты НПО им. Лавочкина, отвечающие за управление орбитальным радиотелескопом, «пока не могут разобраться с управлением».

«Радиоастрон» — единственный отечественный проект в космосе, направленный на фундаментальные астрофизические исследования. Телескоп занимается интерферометрическими наблюдениями активных ядер галактик, пульсаров, квазаров и других объектов космологического масштаба. Он был выведен на эллиптическую орбиту Земли в 2011 году и с тех пор продолжал выполнять научную программу, а срок его работы неоднократно продлевался. Последний раз «выход на пенсию» аппарата перенесли на конец 2019 года. Как отметил в разговоре с «Газетой» Ковалев, неполадки с управлением телескопом уже случались, поэтому, хотя и нынешняя проблема явно серьезна, ученые не теряют надежды на благополучное разрешение ситуации.