Обзор космических новостей за 18 февраля: космические снимки и двойная звезда

За несколько последних дней астрономы получили новые снимки спутников Плутона, кометы Чурюмова-Герасименко и узнали, что мимо Земли во времена каменного века пролетела двойная звезда. А экипаж МКС встретил очередной грузовой корабль с Земли.

Зонд Rosetta передал на Землю новые снимки кометы Чурюмова-Герасименко. Фотографии, сделанные с расстояния от 12 до 35 километров, представлены на сайте Европейского космического агентства.

Снимок ядра кометы Чурюмова-Герасименко: ESA/Rosetta/NavCam – CC BY-SA IGO 3.0

Другой аппарат, который сейчас находится в дальнем космосе, New Horizons, получил изображения спутников Плутона Гидры и Никты. Пока что на снимках не видны какие-то объекты, которых нельзя было бы разглядеть при помощи орбитальной обсерватории «Хаббл», однако с каждым днем расстояние до Плутона сокращается. Восьмого февраля, когда аппарат американского аэрокосмического агентства сделал представленные снимки, до цели оставалось 186 миллионов километров.

Мозаика из четырех фотографий, сделанных с расстояния в 32 километра. Фото: ESA/Rosetta/NavCam – CC BY-SA IGO 3.0

Международная группа астрономов представила в журнале Astrophysical Journal Letters статью, в которой приведены свидетельства прохождения вблизи Солнца другой звезды. Ученые определили траекторию красного карлика, который числится в астрономических каталогах под обозначением WISE J072003.20-084651.2 и имеет небольшой спутник из числа коричневых карликов. Красный карлик меньше Солнца в 12,5 раза, а его компаньон даже нельзя назвать полноценной звездой, это небесное тело недостаточно массивно для того, чтобы внутри него запустились термоядерные реакции.

Плутон и его спутники пока выглядят не очень эффектно. Гидра и Никта выделены ромбиками. Фото: NASA/Johns Hopkins APL/Southwest Research Institute

Исследователи, среди которых есть сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга в Москве Алексей Князев, выяснили что двойная система прошла мимо Солнца около 70 тысяч лет назад. Расстояние в момент наибольшего сближения превышало радиус земной орбиты примерно в 50 тысяч раз и ученые подчеркивают, что ни красный карлик, ни тем более его компаньон не могли напрямую повлиять на планеты Солнечной системы. Однако вызванное звездами гравитационное возмущение могло отклонить в сторону Солнца часть комет из облака Оорта, гипотетического скопления кометных ядер на расстоянии в десятки тысяч астрономических единиц от светила.

Рисунок двойной звездной системы. Изображение: Michael Osadciw/Univ. of Rochester

В интервью Nature News астрофизик из Принстонского университета Скотт Тремейн (Scott Tremaine), которого пригласили прокомментировать новое исследование (он не входит в число авторов работы) сказал, что потревоженные прохождением звезды кометы достигнут Земли еще через несколько тысячелетий: по астрономическим меркам WISE J072003.20-084651.2 посетила нас совсем недавно.

Транспортный корабль «Прогресс-М 26М» был успешно запущен, выведен на орбиту и пристыкован к Международной космической станции. Как сообщает Роскосмос, корабль доставил «топливо, кислород, продукты питания, аппаратуру для научных экспериментов и посылки для космонавтов и астронавтов».

Источник - официальный сайт Центра управления полетами ЦНИИ машиностроения (ЦУП ЦНИИмаш), http://www.mcc.rsa.ru

«Прогрессы», которые используются для доставки грузов в космос с 1978 года, играют для МКС важную роль, так как их функции не ограничены доставкой грузов вкупе с удалением отходов. Корабль оснащен собственными двигателями и способен стыковаться с модулем «Заря»: это позволяет корректировать орбиту всей станции в целом.