Люди поделились на «сов» и «жаворонков», чтобы не погибнуть во сне

Ученые из Танзании и США пришли к выводу, что различия в засыпании и пробуждении у людей могут иметь эволюционную основу и возникли как средство избежать ночной опасности.

Хронотип человека определяет, как поздно или рано он ложится спасть и во сколько пробуждается. По своему хронотипу все люди обычно делятся на «сов», «жаворонков» и «голубей», для каждого из которых характерны свои ночные привычки, связанные с засыпанием. Ранее исследования показали, что в основе хронотипов лежат особенности генома человека, связанные с разной секрецией гормонов. С возрастом многие пожилые люди начинают менять свое поведение ночью: спят тревожно, часто просыпаются и становятся преимущественно «жаворонками». Как предположили ученые, различия в хронотипе и связанные с ним возрастные изменения могут иметь глубокие эволюционные корни.

Объектом исследования стали люди танзанийской народности хадза. Члены этого племени ведут почти первобытный образ жизни, оставаясь, как и тысячи лет назад, охотниками-собирателями в африканской саванне. Хадза живут и спят группами от 20 до 30 человек. В течение дня они собирают клубни, ягоды, мед и охотятся на животных. Спят хадза вместе или на открытом воздухе рядом с очагом, или в хижинах из ветвей и травы. В рамках исследования в течение 20 дней 33 здоровых мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет носили на своих запястьях специальное устройство, которое фиксировало их ночную активность.

Ученые обнаружили, что танзанийские охотники-собиратели редко спали все одновременно. Большинство участников ложились спать около 22 часов и просыпались в 7 утра. Но была часть людей, которая ложилась в 8:00 вечера и просыпалась рано утром, в то время как еще одна часть племени ложилась около полуночи и вставала позже всех.

В течение ночи все они несколько раз пробуждались от сна, чтобы покурить, подойти к ребенку и просто оценить обстановку. Моменты, когда все спали одновременно, были редкостью. Из более чем 220 часов наблюдения, когда длилось исследование, только 18 минут пришлось на всеобщий одновременный сон. В среднем, как показали приборы, более трети группы в любой момент времени были настороже или дремали очень поверхностно. Несмотря на это, как отмечают ученые, участники не жаловались на проблемы со сном и недосыпание.

Обнаружились и возрастные различия, характерные и для людей других народностей: более пожилые становились преимущественно «жаворонками», а молодые были, как правило, «совами». Как предполагают исследователи, на протяжении большей части человеческой истории жизнь и сон в смешанных возрастных группах людей с разными привычками сна помогали нашим предкам быть бдительными и спасаться от ночных хищников. Это разделение осталось по сей день.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Какие биологические механизмы управляют циркадными (связанными со сном и бодрствованием) ритмами человека, читайте на «Чердаке».