Биологи доказали, что у колюшек на вкус и цвет товарищи есть, и они с ними обедают

В новой работе ученые изучили динамику формирования межвидовых сообществ на примере двух видов колюшки. Эксперименты показали, что при разделении диеты в пределах вида рыбы предпочитали объединяться не только с сородичами, но и с особями любого вида, получавшими такую же пищу.
Хотя отдельным индивидам выгодно находиться в составе групп, состоящих из фенотипически и поведенчески сходных особей, в природе нередко встречаются смешанные межвидовые группы, порой способные даже более эффективно искать пищу и защищаться от хищников, чем однородные сообщества. Для того чтобы подробнее изучить этот феномен и механизмы, влияющие на структуру межвидовых групп, ученые из Университета Линкольна (Великобритания) провели эксперименты на двух видах колюшки. Результаты их исследования изложены в статье в журнале Behavioural Ecology and Sociobiology.

В своем исследовании ученые использовали два вида рыб — трехиглую колюшку (Gasterosteus aculeatus) и девятииглую (Pungitius pungitius). В природе эти два вида обитают по соседству и иногда формируют межвидовые группы. В ходе экспериментов рыбок кормили по разным схемам: в некоторых случаях всем животным давали одинаковую еду, а в других представители одного вида получали разную пищу.

Изучая поведение рыбок при введении разных диет, ученые выяснили, что в первом случае, когда всех кормили одинаково, колюшки не демонстрировали предпочтений в формировании групп. Они одинаково часто сбивались вместе как с сородичами, так и с представителями другого вида. Однако при раздельном кормлении рыбки предпочитали быть ближе к тем особям, которые получили такой же паек, как и они, вне зависимости от вида.

По мнению исследователей, полученные результаты подчеркивают значимость химических сигналов в формировании социальных отношений. Исследование подобных взаимодействий также может быть полезным при изучении социальной динамики, в том числе социального обучения и передачи информации. Недавно другая группа ученых также выяснила, как с потоком химической информации справляются социальные насекомые, например муравьи.