Степень прогрева Юпитера по новым данным телескопа «Субару»NAOJ / NASA / JPL-Caltech

Солнечный ветер прогрел Юпитер до самой стратосферы

Оттого в ней возникают северные сияния, которые в земной атмосфере так низко не опускаются

Ученые обнаружили, что влияние солнечного ветра — потока заряженных частиц от нашего светила — на атмосферу Юпитера заметно сильнее, чем было принято думать. Если на Земле солнечный ветер влияет лишь на самые разреженные верхние слои атмосферы, то газовая оболочка Юпитера прогревается втрое глубже, вплоть до местной стратосферы.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Этот газовый гигант — небесное тело, значительная часть массы которого приходится на атмосферу. Предполагается, что толщина газовой оболочки планеты превышает двадцать тысяч километров (против примерно 100 км в случае Земли) и в ней происходит множество процессов, природа которых до сих пор не ясна. Например, у ученых нет объяснения долговременной стабильности гигантского вихря, известного как Большое Красное Пятно. В атмосфере Юпитера также регистрируют восходящие и нисходящие потоки, грозы и полярные сияния — последние можно наблюдать даже с орбиты Земли.

Северное сияние на ЮпитереNASA/ESA, The Hubble Heritage Team

Новое исследование, проведенное международной группой астрономов при помощи телескопа Субару в обсерватории Мауна-Кеа (Гавайские острова, США), было сфокусировано именно на полярных сияниях. Трижды на протяжении 2017 года ученые наблюдали за изменениями в атмосфере Юпитера в инфракрасном диапазоне, и это позволило не только зафиксировать нагрев газовой оболочки, связав его с данными наблюдений в ультрафиолетовом диапазоне. Исследователи выяснили, что характерное излучение испускает находящийся в сравнительно низких слоях атмосферы метан. По земным меркам эти слои соответствуют стратосфере, до которой солнечный ветер обычно не добирается.

Снимки телескопа «Субару», которые анализировали ученыеNAOJ and NASA/JPL-Caltech

Солнечный ветер представляет собой поток частиц, прежде всего протонов, которые при попадании в магнитное поле планеты отклоняются в сторону и собираются в более плотные потоки. Столкновение такого потока с атмосферой заставляет разреженный газ светиться в видимом, ультрафиолетовом, и даже рентгеновском диапазоне. На Земле это происходит на высотах от ста до четырехсот километров, то есть уже в космосе, а вот на Юпитере, как выяснилось, солнечный ветер проникает куда глубже.

Разница в проникновении солнечного ветра связана с величиной магнитного поля. Магнитосфера Юпитера больше земной, и она фокусирует летящие от Солнца частицы так, что внутренние спутники (Ио, например) оказываются в зоне постоянного радиационного облучения. Человек, высадившийся на Ио, получил бы смертельную дозу в 4 зиверта за несколько часов, а находящаяся еще ближе к планете Амальтея отличается фоном порядка 150—200 зивертов в сутки. Даже для радиационно стойкой электроники долговременная работа в таких условиях является серьезным испытанием.